Пусковой ток установленной в машине АКБ помогает завести силовой агрегат, её энергоёмкость обеспечит электропитанием локальных потребителей бортовой сети до момента пуска двигателя.
Конструкция аккумулятора заключена в прочный пластиковый корпус, на верхней стороне которого находятся поляризованные токопроводящие контакты. Внутреннее пространство заполнено шестью банками с электролитом, соединёнными последовательно. В качестве электролита применяется гель или кислотная жидкость. Вид заполнения зависит от технологии производства. Электроды сделаны из различного типа свинцовых сплавов.
Источники электроснабжения автомобильной сети выполняются по следующим технологиям:
- кальциевой;
- сурьмянистой;
- малосурьмянистой;
- гибридной;
- гелевой;
- AGM;
- EFB;
- щелочной.
Типы аккумуляторов, их различие
Кальциевые
Во время производства АКБ решётка покрывается кальцием, о чём говорит сокращённое название данной технологии Ca/Ca.
- отсутствие переразряда;
- дистиллят не выкипает;
- улучшенные энергоёмкость, ток запуска;
- длительный срок хранения.
- повышенная цена по сравнению с сурьмянистыми аналогами;
- не терпят глубоких разрядов;
- не любят перевороты, наклоны.
Рабочий ресурс кальциевых АКБ около шести лет.
Сурьмянистые
Классика аккумуляторных батарей, обозначается маркировкой Sb. Доля сурьмы в сплаве со свинцом составляет около 5%.
- обслуживаемая АКБ – возможность контроля за уровнем электролита, добавки дистиллята
- противодействие глубоким разрядам;
- низкая цена;
- неприхотливость.
- требуют постоянного контроля за уровнем воды и плотности электролита;
- склонность к саморазряду;
- быстрый разряд при длительном простое;
- малый ток холодной прокрутки.
Срок службы сурьмянистых батарей равен 2 – 3 годам.
Малосурьмянистые
Процент содержания сурьмы в пластинах уменьшен до двух – четырёх процентов.
- малый уровень саморазряда;
- не боятся перепадов в бортовой сети;
- малообслуживаемый вид;
- адекватная стоимость.
- небольшая энергоёмкость;
- требуют долива дистиллята
Рабочие ресурс малосурьмянистых батарей: 3 – 4 года.
Гибридные
Положительные электроды таких АКБ легируют сурьмой, в отрицательные добавляют – кальций. Их маркировка: Ca+ или SB/Ca.
- легкая эксплуатация;
- противодействие глубоким саморазрядам;
- стойко переносят многочисленные циклы разряд/заряд;
- не боятся скачков напряжения;
- хорошие характеристики тока запуска.
- высокая стоимость, если сравнивать с сурьмянистыми и гибридными аккумуляторами;
- следует изредка доливать дистиллят.
Такая аккумуляторная батарея способна прослужить своему владельцу пять и более лет.
ПРО ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА. Свинцово-кислотные АКБ (WET, GEL, AGM, EFB)
Гелевые
Электролит в этих АКБ загущен до состояния геля (обозначение – Gel).
- гель не имеет испарений, что важно для экологии;
- батарея отличается надёжностью, не боится движения по плохим дорогам;
- гелеобразное состояние электролита гарантирует отсутствие утечки;
- долго держит заряд;
- стойко переносят многочисленные циклы разряд/заряд;
- терпит глубокие разряды;
- высокая цена;
- не выдерживает перегрева;
- не переносит скачков напряжения в бортовой сети;
- характеристики сильно снижаются при критических минусовых температурах.
Аккумулятор такого типа может прослужить владельцу 15 лет.
AGM
Гелевые аккумуляторы AGM разработаны для легковых автомобилей с функциями Start/Stop. Они отличаются от Gel-батарей наличием пористого стекловолокна между электродами, который пропитан жидким электролитом.
- повышенная стойкость к морозам, скачкам напряжения, короткому замыканию, чем у гелевых изделий;
- надёжность в работе;
- необслуживаемая АКБ;
- не боится утечек.
- плохо переносят, перегрев и перезаряд;
- дешевле гелевых, но дороже кальциевых, кислотных, гибридных аккумуляторов.
Рабочий ресурс AGM-батарей: 10 – 12лет.
EFB
Аббревиатура EFB переводится как улучшенный аккумулятор с жидким электролитом. В ней жидкий электролит, а также пластины увеличенной формы, размещаются в оболочке, выполненной из волокна.
- стойко переносит движение в городских условиях с характерными для него частыми остановками на светофорах, пробками;
- защита от осыпания, короткого замыкания;
- быстро заряжается;
- возможность использования на автомобилях с системой Старт/Стоп;
- не теряет рабочие качества при потере заряда;
- большая энергоёмкость;
- не боится холодной погоды;
- выдерживает частые циклы разряд/заряд.
- высокая цена;
- большой вес.
Батареи EFB безотказно работает в течение 5 – 7 лет.
Щелочные
В качестве электролита в аккумуляторных батареях такого типа применяется щёлочь: едкий калий или едкий натрий. АКБ в основном используется на спецтехнике.
- быстрое восстановление после разряда;
- сохраняет работоспособность при низких температурах;
- не боится глубоких разрядов;
- большой рабочий ресурс;
- минимальный уровень саморазряда;
- небольшая масса.
- снижение ёмкости при недозарядке;
- невысокий КПД;
- увеличенные габариты.
Срок службы щелочных АКБ при правильной эксплуатации равен 25 годам.
Как выбрать аккумулятор для авто
При покупке нужно учитывать следующие факторы:
- Тип АКБ.
- Технические характеристики: ёмкость батареи, величину пускового тока.
- Цену.
Мотор | Объём двигателя, л | Ёмкость, Ah |
Дизель | Меньше 1.5 1.5 – 2.0 2.0 – 2.2 2.3 – 2,8 2,9 – 3,5 3.5 – 6.5 Больше 6.5 | 63 – 70 72 – 77 75 – 80 90 – 100 100 – 105 110 – 145 Больше 190 |
Бензиновый инжекторный двигатель | Меньше 1.6 1.6 – 2.0 2,0 – 2,4 2.5 – 3.0 3.0 – 3.5 Больше 3.5 | 44 – 50 55 – 60 63 – 75 77 – 80 90 – 100 Больше 100 |
Таким образом, опираясь на данные рекомендации можно быстро выбрать правильную батарею для вашего автомобиля, которая прослужит максимально долго.
Источник: 1ak.ru
Типы аккумуляторов для автомобилей. Их отличия и особенности
В наше время существует множество различных гаджетов, электроприборов и прочих устройств, без которых наша жизнь была бы сложнее. Ежедневно мы используем множество портативных устройств. Как известно, не все устройства работают от сети, многим для удобства работы и мобильности необходимы элементы питания.
И раз уж портативных устройств существует такое множество, логично предположить, что и элементы питания обладают не меньшим разнообразием. Самый распространенный вид батарей — это автомобильные батареи. Все автовладельцы знают, насколько важна корректная работа автомобильного аккумулятора.
Из-за высокой потребности в таких АКБ, прогресс не стоит на месте и появляется все больше типов аккумуляторов для автомобилей. Сегодня мы постараемся разобраться какие виды аккумуляторов бывают, в чем их отличия и особенности. Какой АКБ для каких случаях подойдет лучше всего. А также, как узнать тип аккумулятора вашего автомобиля среди такого большого количества разновидностей.
Что такое АКБ в автомобиле?
АКБ — технически сложное устройство, в котором происходят химические процессы. В аккумуляторе находится сразу несколько источников питания, объединяя которые он может выдавать достаточно сильный ток, который может запустить двигатель автомобиля. Самый популярный тип АКБ совмещает в себе шесть элементов, которые принято называть банками. Именно это позволяет выдавать напряжение, которое в сумме примерно составляет чуть больше двенадцати вольт.
Впервые аккумулятор был разработан и использован во Франции около 150 лет назад. В течении этих 150 лет произошло множество модернизаций, появилось много разновидностей АКБ, но общая суть работы осталась той же. Все виды АКБ являются свинцово-кислотными. На сегодняшний день только такая технология может выдавать требуемый ток для запуска двигателя и быть достаточно удобной в использовании. К сожалению, на сегодняшний лучшего варианта не существует, хотя данный вид АКБ является достаточно опасным из-за своего состава.
Какие бывают аккумуляторы для автомобиля?
Сурьмянистые аккумуляторы
Малосурьмянистые аккумуляторы
Кальциевые аккумуляторы
Маркируются CA/CA, что говорит о том, что в составе и положительных и отрицательных решеток присутствует кальций. Это сделано для того, чтобы еще больше сократить потери жидкости, так как при таком составе значительно снижается уровень электролиза. Некоторые производители для увеличения емкости добавляют в состав серебро в малом количестве.
В отличие от предыдущих видов АКБ, этот можно реально называть не обслуживаемым, так как потери жидкости сведены практически к нулю, также такой тип очень низкую расположенность к саморазряду. Но есть и минусы, если допустить несколько сильных разрядов такого АКБ — может произойти неустранимая потеря емкости и АКб придется утилизировать и заменить. Такой вид АКБ является очень чувствительным к перепадам напряжениям, поэтому подойдет только для авто, где таких перепадов произойти практически не может. Естественно с приходом более сложных технологий приходят и затраты на производство, поэтому стоимость кальциевого АКБ выше, чем малосурьмянистого.
Гибридные аккумуляторы.
Из названия понятно, что здесь происходит некое объединение технологий. Решетки такого АКБ будут выполнены из разных материалов, а именно: в состав плюсовых входит сурьма, а в состав отрицательных — кальций. Расход воды получился средним между типами совмещенных технологий, но зато получилось такой аккумулятор более устойчив к перепадам напряжения и сильным разрядам.
Гелевые и AGM аккумуляторы
Жидкостные АКБ являются достаточно опасными для человека, так как при вытекании электролит выдает ядовитые испарения. Именно технологии гелевых и AGM АКБ решают данную проблему. Здесь жидкость заменена вязким вариантом. Эта технология также препятствует активному разрушению пластин.
В случае с AGM-технологией это достигается благодаря добавления в состав пористого стекловолокна, которое пропитывается электролитом. В гелевых АКБ вязкость создается путем добавления добавок кремниевых соединений. Как в таком случае определить конкретный тип аккумулятора? Очень просто, они обладают соответствующими маркировками GEL либо AGM.
Эти батареи хорошо переносят глубокие разряды и могут даже без полного заряда выдавать достаточное напряжение. Хорошо ведут себя при вибрациях и могут работать в любом положении корпуса. Хорошо справляются на современных авто, с большим количеством электроники. На морозе такие АКБ тоже могут вести себя не совсем корректно. А вот к процессу зарядки тут особое отношение.
Для таких АКБ существует специальная технология заряда, соблюдение которой максимально важно, также потребуется специальное зарядное устройство для такого типа АКБ.
Щелочные аккумуляторы
Как говорит нам название, в этих АКБ в качестве электролита используют не кислоту, а щелочь. Существует очень много подвидов таких АКБ, но чаще они используются в других сферах, чем в автомобиле. К основным преимуществам можно отнести: не боятся перезарядов, хорошо показывают себя в холодное время года, лучше держат заряд.
Ну и, конечно же, минусы: так как для достижения необходимых показателей такой технологией потребуется объединить гораздо больше элементов питания — значительно превосходят другие виды по габаритам, высокая цена. На легковых авто использование таких акб — просто не имеет смысла, очень редко используют в грузовиках. Чаще такие АКБ можно встретить как тяговые АКБ в каких-либо помещениях.
Литий-ионный аккумуляторы
При ответе на вопрос: какие бывают авто аккумуляторы? Нельзя обойти такой современный и перспективный тип АКБ как Li-Ion. В таких батареях применяются ионы лития. Материалы электродов постоянно совершенствуются, так как технология активно развивается. Основные плюсы данной технологии: хорошая емкость в небольших габаритах, устойчив к саморазрядам.
Недостатки: достаточно чувствительны к температурным перепадам, ограниченное (и малое) число полных циклов заряд-разряд (около пятисот), со временем теряют значительную часть емкости, слабая мощность для запуска двигателей. На данный момент они лучше подходят для различной электроники, для автомобиля такая технология не подходит, но с развитием технологии, они вполне могут составить конкуренцию другим вариантам АКБ.
Чего стоит ожидать в дальнейшем?
В наше время все технологии развиваются с высочайшей скоростью, развитие строение аккумуляторов здесь не исключение. Глядя на то, какие бывают аккумуляторы на сегодняшний день, сложно сказать, какими они будут через десятки лет. Однако уже понятно, что в первую очередь модернизаций стоит ожидать по следующим направлениям:
Повышения уровня безопасности. Сейчас весь Мир обеспокоен проблемой безопасности и для человека, и для экологии;
Устойчивость к температурным изменениям. Всем бы хотелось, чтобы батарея исправно работала при любых температурах и прочих условиях;
Создание мощных АКБ в компактных корпусах
Надеемся, что мы достаточно подробно рассказали о том, какие АКБ бывают на данный момент и даже попытались заглянуть в будущее. Очевидно, что время свинцово-кислотных АКБ на исходе, но время литий-ионных еще не пришло. Оптимальным решением сейчас придется гелевый аккумулятор в большинстве случаев. Но этот выбор сугубо индивидуальный и зависит от многих факторов: цели, ожидания, бюджет, количество электроники в Вашем автомобиле. Единственное, что можно сказать точно — это то, что к выбору аккумуляторной батареи стоит подходить с особым вниманием, ведь без запуска двигателя не пройдет ни одна поездка. поэтому правильный выбор АКБ — это залог успешной эксплуатации автомобиля на протяжении нескольких ближайших лет.
Спасибо за внимание! Всем удачи на дороге!
На сайте BlackTyres не так давно появился отдельный раздел с аккумуляторами. Заходите и выбирайте себе новые, качественные устройства по лучшим ценам.
Ставь , если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
Наша страница на DRIVE2:
Источник: www.drive2.ru
EFB, AGM, «обычный» — какой аккумулятор взять на замену штатного?
Аккумуляторные батареи бывают «простые», «улучшенные» (AGM) и «промежуточные» (EFB). Как не запутаться и купить подходящую — и желательно не переплатить при этом! — объясняют эксперт «За рулем» и компании-производители автомобилей.
Откуда взялись?
Материалы по теме
Изначально придумали батареи с технологией AGM (Absorbent Glass Mat), в которых электролит находится не в жидком виде, а как пропитка в абсорбенте. Эти АКБ отличали высокая устойчивость к циклическим глубоким разрядам, улучшенный прием заряда и повышенные энергетические показатели — то, что нужно для дорогих машин с системой Start-stop. Однако когда Start-stop стал массово внедряться на более скромных автомобилях, у производителей появилось желание сэкономить на батареях. Компания Exide в 2007 году предложила компромисс: улучшить конструкцию «обычных» батарей таким образом, чтобы повысить надежность их работы в старт-стопных режимах. EFB (Enhanced Flooded Battery) в переводе означает «улучшенная залитая батарея» — технология «жидких» свинцовых аккумуляторов с более совершенными техническими параметрами пришлась ко двору тем фирмам, для которых батареи AGM слишком дороги или избыточны.
Материалы по теме
Чем отличаются?
Обычная АКБ в «старт-стопном» режиме выдерживает от силы несколько месяцев, после чего требует замены. Иные производители размещают на крышке обычных батарей предупреждение: для системы Start-stop не предназначены! А вот на линейках AGM и EFB, напротив, обычно помещена пиктограмма, разрешающая такое использование.
Материалы по теме
- усиленные токоотводящая решетка электродов и сепаратор, позволяющие повысить глубину разрядов;
- добавки в активную массу отрицательного электрода высокомолекулярного углеродосодержащего соединения для увеличения скорости заряда;
- специальное армирующее покрытие на поверхности положительного электрода, улучшающее работу в циклическом режиме.
Материалы по теме
Обновленная редакция европейского стандарта EN 50342–6 особо оговаривает требования к подобным батареям по вибростойкости, водопотреблению, приему заряда и числу разрядно-зарядных циклов. Однако в России действующего профильного стандарта по EFB нет, а потому отечественные батареи, вообще говоря, могут сильно отличаться от импортных.
Неудивительно, что и мнения о реальных достоинствах EFB сильно расходятся. Оптимисты полагают, что батареи EFB в чем-то даже превосходят AGM, поскольку у последних рекомбинация газов в подкапотном пространстве при больших перепадах температур не всегда устойчива, а потому их желательно размещать в багажнике. Однако основная масса потребителей считает, что EFB — это просто «обычная» батарея с жидким электролитом, которую «чуть-чуть улучшили», накрутив при этом цену.
ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ?
На рынке запчастей батареи с обозначением EFB прописались уверенно — их предлагают Akom, Exide, Titan, Topla, Zubr, Зверь, Медведь и многие другие. А вот с какими батареями продаются новые машины в России?
Материалы по теме
- Audi. Батареи типа EFB широко используются, особенно на моделях с поперечной компоновкой двигателя.
- BMW. Аккумуляторы EFB используются — с маркировкой EF. Примерно c 2018 года они ставятся на машины с поперечно расположенными двигателями^ BMW X1 (F48), X2 (F39), 2 Gran Coupe (F44) и другие F4x, которые не представлены на нашем рынке, а также Mini (F5x и F60). На подавляющем большинстве других BMW остаются AGM — они, хотя дороже и тяжелее, по совокупности характеристик выигрывают.
- Citroen. Автомобили, официально производимые в России либо импортируемые, не имеют системы Start-stop, а технология EFB наиболее актуальна именно для таких версий, ответили на вопрос «За рулем» в представительстве марки.
- Mazda. Используются только батареи традиционного типа — не EFB.
- Mitsubishi. Автомобили с системой Start-stop в Россию не поставляются, поэтому необходимости в батареях с данными технологиями нет.
- Porsche. На новых моделях в большинстве случае используются литиевые батареи. Если же применяется свинцово‑кислотная батарея, то это AGM.
- Renault. Батареи EFB не используются.
- Volkswagen. В настоящее время автомобили с такими батареями на российских заводах не производятся и не импортируются.
- ВАЗ. На конвейере аккумуляторные батареи типа EFB не используются.
Наше мнение
Батареи EFB могут заменять стандартные АКБ. По стоимости они превосходят обычные батареи, но уступают AGM. Применять такие батареи вместо штатных AGM нежелательно.
Материалы по теме
Благодарим компанию Exide и лично Р. А. Герасимова за помощь в подготовке материала.
- Как понять, что штатную АКБ пора менять? Наблюдения из личного опыта — тут.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американскаяавтохимия Cycloиприсадки SUPROTEC. Информацию о том, как правильно обслуживать автомобиль можно прочитать вкнигах издательства «За рулем»
- Столкнулись с обледенением стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с подогревом BURNER! Хотите, чтобы боковые стекла оставались чистыми, — приобретите водосток лобового стекла.
- «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.
Источник: www.zr.ru