Подзаряд АКБ – мера, направленная на работоспособность аккумулятора в течение срока годности, отпущенного производителем. Воспользоваться АКБ можно сразу же, восполнив уровень заряда в течение строго заданного времени.
Время зарядки с учётом типа АКБ
Заряжать аккумулятор автомобиля, к примеру, обладающий ёмкостью в 60 Ач, требуется, соблюдая общую схему: 10 часов током в 6 А. Принцип 10-часового штатного подзаряда в течение именно этого времени справедлив для батарей любой ёмкости: и 55-амперные, и 320-амперные заряжаются пропорционально выставленной силой зарядного тока, равной 1/10 от амперажной ёмкости изделия.
Подзаряд, производимый недостаточно долго, в течение менее чем 10 часов (например, от 2 до 5), использует только максимальный ток, что в итоге негативно влияет на аккумулятор, в связи с чем не рекомендуется часто использовать режим усиленного ампеража на зарядном устройстве.
Для 70 ампер-часов батарейной ёмкости оптимальным током считается ток в 7 А, для 75 – сила тока в 7,5 А, и так далее. Главный принцип – сила тока должна оказаться стабилизированной при помощи специальной схемы, которая не даст превысить это значение на АКБ с «просевшим» напряжением. От того, сколько часов в домашних условиях потребуется АКБ, чтобы «впитать» в себя положенный ему заряд, зависят минимальная и максимальная температуры окружающей среды.
ЗА №4: СКОЛЬКО нужно ЗАРЯЖАТЬ АККУМУЛЯТОР автомобиля?
Оптимальным уровнем считается +18… 32 градуса по Цельсию, при большей температуре увеличится саморазряд в покое, так как любые химические реакции ускоряются в 2-2,5 раза при изменении температурного режима в большую сторону на каждые 10 градусов по той же шкале Цельсия (или Кельвина).
Обслуживаемый
Полный подзаряд АКБ производится в первый цикл до достижения максимального напряжения – 14,4 В в циклическом режиме. Буферный режим использовать категорически не рекомендуется, пока аккумулятор не наберёт заявленную ёмкость. Нарушение этой закономерности приведёт к не совсем полному достижению заявленного ёмкостного ампеража, в связи с чем в будущем возможна преждевременная проблема с разгоном двигателя до нужной температуры, который, в свою очередь, выполняется посредством раскручивания вала стартером.
Чем ниже температура окружающей среды, тем больше безуспешных попыток завести мотор может быть выполнено. Это не значит, что не нужно «разгонять» ёмкость аккумулятора до предельно достижимого (действующего) её значения. Батарея, которая несвоевременно набрала ёмкость, преждевременно состарится. При этом либо всё равно придётся провести тренировку АКБ, чтобы попытаться нагнать упущенные ампер-часы, либо батарея окажется неспособной нагнать это упущение.
Эта рекомендация действует для обслуживаемых АКБ. Но способность отдать стартеру нужный ампераж в немалой степени определяется и поддержанием плотности электролита на уровне 1,275 г/см3, который представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде. От потребителя (автовладельца) требуется лишь доливать воду своевременно в каждую из «банок», проверяя уровень при помощи стеклянной трубки либо через верхнюю часть стенки при помощи зрительного контроля, которая служит визором.
Сколько по времени заряжать аккумулятор автомобиля? Просто о сложном
Замеры плотности производятся при помощи ареометра. После каждого запуска машины или доливания дистиллированной воды АКБ ставят в режим внеочередного подзаряда. Так, в авто этот режим обеспечивает автомобильный генератор, вырабатывающий 14 В с амперажем до нескольких десятков ампер. В домашних условиях его обеспечит обычное сетевое зарядное устройство, заряжающее либо строго по точной силе зарядного тока, либо по напряжению 13,5-14 В.
Избегайте даже небольшого кипения электролита: как показывает практика, лучше чуть-чуть недозарядить, выставив, к примеру, вместо 14,4 В значение в 14,38.
Необслуживаемый
АКБ, доступ к электролиту у которых существенно затруднён, не обладают завинчивающимися пробками, позволяющими замерить плотность электролита, долить внутрь воду или СК, и оценить, кипит ли аккумулятор по достижении околомаксимального значения напряжения в подключённом состоянии батареи. Такой аккумулятор обладает банками, плотно закрытыми притёртыми к их горловинам пробками, в некоторых случаях посаженными на резиновый герметик или клей, по составу похожий на «Момент-1». Сверху плотно закрытые банки накрыты планкой, также посаженной на универсальный клей, пригодный для склеивания разнотипных материалов.
Чтобы вскрыть такую банку, потребуются дополнительное усилие и хотя бы примерное знание того, где и как расположены элементы, подлежащие демонтажу. Вскрытие необслуживаемых АКБ производится всё с той же целью – доливание дистиллированной воды или СК для обеспечения штатного значения плотности электролита.
У необслуживаемых батарей есть также дополнительная особенность: электролит не жидкий, а пасто- или мармеладообразный, напоминающий продукт, при приготовлении которого добавили значительное количество желатина. Смешать дозу воды или кислоты невозможно, не разогрев банку вместе со всем содержимым, что, в свою очередь, опасно улетучиванием сернокислотного пара за пределы АКБ. Собственно, по этим причинам доступ к содержимому «банок» закрыт.
Длительность подзаряда и алгоритм тренировки запущенного в обслуживании аккумулятора всё те же, что и в случае с предыдущим типом батарей.
Что ещё влияет?
Зарядное устройство окажется либо с классическим линейным принципом действия (непрерывный постоянный ток), либо с импульсным (постоянным, но прерывистым током). Интервал между импульсами постепенно растёт при повышении напряжения на подключённой АКБ до максимального рабочего значения.
Есть весьма обоснованное мнение, что импульсный заряд полезнее для АКБ, чем линейный. Автомобильное зарядное устройство для машины – по сути, блок питания со стабилизированным током и/или напряжением. Подачей импульсов управляет микроконтроллер с АЦП, замеряющий напряжение непрерывно. По достижении 14,4-15 В в цикличном режиме и 13,5-13,8 В в буферном ЗУ отключит ток заряда. Оно может использоваться и дома, и в гараже – при условии, что температура вокруг нормальная.
После «прикуривания» авто, на котором АКБ оказалась чрезмерно изношенной, автомобиль-донор также нуждается в подзаряде своего собственного аккумулятора. В ускоренном режиме это обеспечит автогенератор, который крутится с помощью вала ДВС.
На холостом ходу, не во время езды, машина также выдаст свои положенные 14 В, снимаемые с АГ. Обороты двигателя не особенно влияют на это напряжение – благодаря силовому стабилизатору напряжения АГ не приведёт к перезаряду АКБ и быстрому вскипанию электролита в ней, однако ампераж зарядного (автогенераторного тока) может изменяться в разы. К примеру, когда машина взбирается в гору, и двигатель разгоняется заметно быстрее, выдавая, к примеру, 2000 оборотов в минуту на генераторе, АКБ может заряжаться раза в 2 быстрее. Когда машина, наоборот, едет вниз с горы или движется по равнинному шоссе, оборотистость всё того же двигателя может не превышать 1000 оборотов в минуту в пересчёте на всё тот же вал генератора, и машина теоретически зарядит АКБ раза в 2 медленнее.
Собственно, это не предпосылка к частому и большему разгону оборотов – просто имейте в виду, что значительная механическая нагрузка на ДВС и повышение его оборотов выдаёт больший ток заряда. Это можно отследить в тёмное время суток, включив фары дальнего света: разогнав мотор, вы увидите, что они светят немного ярче – в такт повышению оборотов ДВС. Необходимо следить за амперажем, отображаемым стрелкой (или на шкале) амперметра: приблизившееся к нулю значение сообщает о том, что аккумулятор почти полностью заряжен. И когда двигатель остановится, повторно запустить его на порядок легче при заряженной батарее, чем при наполовину разряженной: стартеру потребуется реальный ток в 500-600 А, забираемый за 5 секунд.
Расчёт
Рассчитать зарядный ток легко – делите ёмкостные ампер-часы на 10. Именно столько ампер должно пройти через клеммы за час. Если АКБ не требуется тренировка, то используйте именно такое правило. При тренировке АКБ, вызванной необходимостью десульфатировать электродные пластины, делается следующее.
- Батарея разряжается до напряжения в 10,9 вольта. Используйте любой электро- или электронный прибор – он служит в качестве эквивалентного сопротивления. По закону Ома для полной цепи, сила тока равна величине ЭДС, делённой на сумму внешне-нагрузочного сопротивления и внутреннего (значения для самой АКБ). По закону Ома и рассчитывается оптимальная нагрузка. Разряд батареи занимает ровно столько времени, сколько необходимо для создания полноценных условий для её восстановления.
- Используйте значение, равное 1/30 от штатной ёмкости АКБ. Затем этим же током медленно подзарядите АКБ от вашего ЗУ. Медленный заряд до 14,4 В и правильный, неспешный разряд в течение одного цикла частично десульфатирует пластины, убрав фактор из разрушения от случайного толчка или удара по корпусу аккумулятора.
- Второй и последующий циклы заряда и разряда проводите при постепенном увеличении зарядного и разрядного токов до 1/10. Потребуется не менее 5 полных циклов.
Зарядите АКБ штатным током – 1/10 от ёмкостного ампеража – и установите батарею в машину. Попробуйте запустить двигатель. В результате АКБ хотя и не вернёт всю первоначальную нагрузочную работоспособность, отсрочит день своей собственной замены на новый, точно такой же аккумулятор.
Как определить степень заряда?
Как зарядить ускоренно?
Определение степени заряда производится прямым и косвенным методами. Первый заключается в замере напряжения на батарее при помощи мультитестера. Второй – в отслеживании уровня электролита и в изменении его плотности.
Второй метод, опять же, требует пояснения. При разряде АКБ плотность электролита (водного раствора серной кислоты) падает до 1,2 г/см3, при полном заряде – повышается до 1,275 г/см3. Показания эти снимаются при помощи ареометра.
Бывают случаи, когда быстрая подзарядка батареи всё же необходима. Хорошо, когда двигатель всё же завёлся, и автомобильный генератор взял штатную нагрузку по выработке собственного электричества путём раскручивания магнитов относительно статорной катушки, но так бывает не всегда.
Ускоренный подзаряд требуется, когда утром, после продолжительного ночного простоя машины при существенном морозе завести двигатель не удалось. Как правило, после первых 5 неудачных попыток завести машину АКБ нужно подзарядить с помощью сетевого ЗУ либо запустить ДВС с помощью ассистента- «толкача», или воспользовавшись «прикуриванием» от авто соседа. Большинство автолюбителей пренебрегает этим правилом, просаживая напряжение почти «в ноль», вплоть до 7 В, что приводит к усиленной сульфатации пластин и необходимости срочной тренировки аккумулятора.
Быструю схему подзаряда стоит рассматривать лишь в плане литий-ионных или литиево-железофосфатных АКБ: эти батареи подзаряжаются за время в 2-20 часов. Как показывает этот допуск значений, среднее время находится где-то в пределах 9 часов, что близко к штатному 10-часовому интервалу.
Для кислотных АКБ такая схема не показана: она используется лишь в экстренных случаях, например, когда срочно нужно доставить человека в больницу. Для ускоренного подзаряда необходимо гораздо более дорогое ЗУ, выдающее ток в широких пределах – например, от 2 до 100 А. Для быстрого подзаряда, длящегося не более 5 часов, включите импульсный, а не линейный режим подзаряда. Импульсный, прерывистый режим, характеризующийся приблизительно равными промежутками и тактовой частотой от 0,5 Гц, снижает деструктивное воздействие на АКБ, подвергающуюся ускоренной схеме подзаряда.
Схема же с прикуриванием – сверхбыстрый метод, сравнимый с подзарядом от АКБ. При работе двигателя, как ранее отмечено, используется линейно-буферный подзаряд по напряжению до 14 В. Одновременно могут работать оба автомобиля, чья суммарная мощность позволяет подзарядить АКБ максимально быстро. Но, подняв рабочее напряжение таким способом, в свободное время автовладелец, чей аккумулятор показал настолько низкую работоспособность, проводит полный тренировочный цикл с применением прерывисто-разрядного алгоритма, основанного на более глубоком (до 1,8 В на «банку») разряде.
Менять полярность путём подзаряда «задом наперёд» категорически запрещается – полезный эффект незначителен, зато изнашивание АКБ существенно превысит допустимый для её нормальной эксплуатации темп.
Источник: manrule.ru
Нюансы правильной зарядки автомобильного аккумулятора
Каждому владельцу транспортного средства нужно морально готовиться к тому, что через некоторое время потребуется выполнять зарядку аккумулятора. Избежать этого можно в двух случаях – если владелец авто меняет модели машин на регулярной основе, или же он может отправляться на СТО, где мастера за деньги все сделают сами. Но чаще всего машина покупает на годы вперед, поэтому хотя бы базовые принципы правильной зарядки автомобильного аккумулятора знать все же нужно. В среднем, срок службы аккумулятора составляет примерно три года.
Почему безопасность при работе с аккумулятором так важна?
Тут речь идет не только про то, правильная зарядка автомобильного аккумулятора продлевает жизнь самой батарее, и как следствие, транспортному средству в целом. При неправильной эксплуатации, человек может получить серьезные травмы. Для зарядки желательно выбирать открытые пространства, например, тот же гараж. Делать зарядку в домашних условиях не рекомендуется по той причине, что из батареи активно выделяется взрывоопасный и токсичный газ, хотя это больше относится к обслуживаемым моделям.
После первой зарядки аккумулятора, порядок работ будет запомнить не сложно. Перед тем, как заряжать автомобильный аккумулятор, нужно подключить устройство к клеммам, и только потом подключаться к самой сети. Соответственно, процесс отключения выполняется также в обратном порядке – сначала отключаться нужно от сети, а уже потом отсоединять клеммы. Если же нарушить данный порядок действий и попробовать подключить активное зарядное устройство к клеммам батареи, то может возникнуть искра. Делать этого ни в коем случае нельзя.
как заряжать автомобильный аккумулятор
Обслуживаемые модели аккумуляторных батарей для автомобиля имеют пробки, которые перед зарядкой выкручиваются, чтобы через отверстия газ спокойно выходил наружу. Это удобно сделать простой монетой. Выкрученные пробки нужно просто поставить обратно в отверстия, чтобы вовнутрь случайно не попали загрязнения.
Задачей пользователя является открыть доступ к выходу газа, но не допускать слишком большого испарения электролита. Желательно протереть аккумулятор перед зарядкой, так как в процессе эксплуатации батареи любят собирать пыль и грязь, и при выкручивании пробок, какая-то часть грязи может попасть во внутреннюю часть батареи. Если возможностей проводить зарядку в гараже или другом подходящем для этого помещении нет, то процедуру можно выполнить и дома, но только на балконе. Перед тем, как зарядить автомобильный аккумулятор , нужно открыть все окна, чтобы в помещении газ не накапливался.
Можно ли понять текущее состояние аккумулятора?
Кроме очевидных моментов, когда машина перестала заводиться, есть и признаки, связанные непосредственно с аккумуляторами. Это напряжение на контактах, и плотность электролита. Напряжение в аккумуляторе постепенно падает по мере расхода заряда. Если в начале использования батареи уровень напряжения составляет 12.7В, то при нулевом заряде напряжение падает до 11.7В.
Отсюда можно сделать вывод, что каждые 10 процентов потери зарядка снижают напряжение на 0.1В. Но все это работает только при температуре аккумулятора, составляющей 20-25 градусов. При других температурах зависимости заряда и напряжения несколько другие.
Информация о том, сколько заряжать автомобильный аккумулятор, может быть определена именно по уровню напряжения. Хотя лучше смотреть на плотность электролита, так как данный способ несколько более точный и достоверный.
Но данный вариант применим к тем случаям, когда проверить нужно именно обслуживаемый аккумулятор, имеющий выкручиваемые пробки с целью добавления электролита. Электролитом выступает раствор серной кислоты, который имеет максимальную плотность при полном заряде и постепенно теряет ее. Для того, чтобы измерить показатель плотности серной кислоты, нужно взять ареометра.
Если при полном заряде плотность электролита составляет 1.27-1.28 г/см3, то при потере заряда практически до нуля, данный показатель снижается до 1.1 г/см3. При потере шести процентов заряда, плотность уменьшиться примерно на одну сотую единицы. И данные параметры соответствия тоже являются корректными при температуре в 25 градусов.
Зарядное устройство
Обязательно проводить проверку заряда перед каждым новым циклом – это позволит понять принципы, как нужно правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Но чтобы проверить плотность электролита, придется отключить зарядное устройство и подождать несколько минут, пока жидкость не перестанет работать и выделять газ.
Выбор оптимального тока и напряжения для зарядки аккумулятора
Тут также универсальных правил нет, так как у каждого аккумулятора свои заводские требования на этот счет. Хотя есть и базовые правила зарядки, про которые знать полезно. Чтобы процесс был безопасным и безвредным в первую очередь для самого аккумулятора, нужно выставить напряжение в 14.7В, а силой тока будет выступать одна десятая емкости самого аккумулятора.
Силу тока вообще лучше не увеличивать, так как считается, что при увеличении заряд будет хуже и в целом быстрее расходоваться. По возможности нужно выделять больше времени для подзарядки. Поэтому ответить на вопрос, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор по времени, можно так – чем медленнее, тем лучше.
Это особенно относится к необслуживаемым аккумуляторам, для которых нужно выбирать одну двадцатую силы тока от емкости батареи. Связано это с невозможностью естественной циркуляции выработанного электролитом газа – есть риск взрыва аккумулятора. Понять, в нормальном ли режиме заряжается аккумулятор, можно по динамике изменения напряжения и силы тока. Сначала напряжение будет постепенно расти до 14.7 В, а сила тока оставаться неизменной. Как только напряжение достигнет установленного лимита, то сила тока начнет понижаться примерно до 0,5 А. Когда на протяжении двух часов ток вообще перестал снижаться, то это говорит о полном заряде.
зарядное устройство
Пользователю важно знать, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством, чтобы не навредить ему. Перед тем, как обратно ставить аккумулятор, нужно дать несколько минут постоять, чтобы кипение электролита прекратилось. Никто не запрещает сделать контрольные замеры плотности, чтобы удостовериться в правильности своих действий.
Нормальным показателем считается плотность в 1.27-1.28 г/см3. Поднять недостаток плотности можно при помощи увеличения рабочего напряжения до 16.3В, но силу тока лучше не трогать или вовсе опустить до 0.5А. Зарядка будет довольно медленной, но зато электролит точно кипеть не будет.
Вопроса, как правильно заряжать аккумулятор автоматическим автомобильным зарядным устройством, стоять не должно – устройство само подберет оптимальные рабочие настройки процесса заряда.
Указанный выше метод увеличения плотности электролита является рискованным для некоторых типов аккумулятора, например, для гелиевых и гибридных батарей. Для них показатель напряжения в 14.4В является критическим, ведь это может их убить.
аккумулятор
Примерное время зарядки аккумулятора
Характерный вопрос для новичков в данном процессе — сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор , чтобы ему не навредить. Тут придется анализировать несколько факторов, и почти все упирается в начальное состояние аккумулятора:
- Намного быстрее заряжаются аккумуляторы с зарядом в 50 и более процентов, чем те батареи, которые истратили свой заряд полностью;
- Старые батареи с долгим сроком использования имеют довольно изношенные пластины, что сказывается на их емкости. То есть, времени на заряд уйдет меньше, но самого заряда, по факту, будет намного меньше;
- Зависимость между силой тока и напряжением уже была описана. Чем меньше сила тока, тем медленнее будет происходить зарядка, но увеличивать силу тока для ускорения процесса не рекомендуется производителями;
- Если сравнить, сколько по времени заряжается автомобильный холодный аккумулятор и обычный аккумулятор, то холодная батарея, с замерзшим электролитом, будет получать свой заряд медленнее.
В этом смысле использовать автоматические зарядные устройства намного предпочтительнее. Устройство автоматически прекратит свою работу ровно в тот момент, когда аккумулятор полностью будет заряжен. Напряжение и сила тока также будут корректироваться автоматически, без прямого участия со стороны пользователя.
Как поступить при глубоком разряде аккумуляторной батареи?
Особых вопросов по поводу того, на сколько ампер ставить аккумулятор на зарядку, быть не должно, но только в ситуации, когда до глубокого разряда дело не доходило. В противном случае, полезная площадь пластин забивается свинцом, что сказывается на общей емкости батареи. Если сделать еще несколько полных разрядов, то батарею можно будет смело выбрасывать – вернуть к жизни ее уже не получится.
На сколько ампер ставить зарядку аккумулятора
Для зарядки подобного аккумулятора также используется малая сила тока, примерно в 0,5 А, но напряжение должно находится в промежутке 16,2 — 16.3В. Нужно дождаться, пока электролит начнет кипеть и выключить зарядное устройство на несколько часов. Несколько подобных циклов позволит вернуть аккумулятору прежнее состояние. Но опять-таки, смотреть нужно на конфигурацию самого аккумулятора, и позволяет ли его конструкция заряжаться на высоком напряжении.
Приемлемая частота заряда аккумулятора
Лучше делать зарядку аккумулятора минимум два раза в год, выдерживая паузы в полгода. Оптимальное время – поздняя осень и середина весны. Делать это нужно и после продолжительного простоя.
Выбирайте себе хороший и недорогой аккумулятор в каталоге интернет-магазина BlackTyres. Перед вами множество качественных моделей по самым выгодным ценам. Не забудьте также прочитать наш рейтинг лучших аккумуляторов , которые можно найти в российских магазинах в 2020 году.
Ставь , если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
Источник: dzen.ru