ГАЗ для авто какой

Основной альтернативой традиционному бензину или дизелю, является газомоторное топливо (ГМТ). Каким газом заправляют автомобили с ГБО, а также в чём отличие между ними вы узнаете из этой статьи.

Виды газового топлива

Условно ГМТ можно разделить по способу производства, агрегатному состоянию при использовании, хранении и транспортировке.

  • CNG (compressed natural gas) – компримированный (сжатый) природный газ (КПГ)
  • LPG (liquefied petroleum gas) – сжиженный нефтяной газ (СНГ)

Менее распространённые варианты:

  • LNG (liquefied natural gas) – сжиженный природный газ (СПГ)
  • CBG (compressed biogas) или LBG (liquefied biogas) – биотопливо.

Природный газ

Природным газом принято считать метан. Добывается он из недр земли через подземные или подводные (морские) скважины. В первоначальном варианте топливо содержит 75-98% метана (CH4), а также множество различных примесей:

Как газ убивает Ваши моторы. Вся правда о ГБО.

  1. механические (грунт)
  2. водяной пар
  3. этан C2H6
  4. пропан C3H8
  5. бутан C4H10
  6. азот N2
  7. этан C2H6
  8. пентан C5H12 и другие (зависит от места рождения).

После добычи, сырье подвергается очистке от загрязнений, воды (осушка). Затем методом сепарации происходит отделение сероводорода и других компонентов.

Так как метан не имеет запаха, почувствовать его утечку не возможно. Для безопасности в газ добавляют специальную жидкость одорант (этантиол, этилмеркаптан C2H5SH) из расчета 16 грамм на 1000 м3.

Чистый метан по магистралям, с помощью компрессорных станций создающих давление в трубе, направляется к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям. На АГНКС голубое топливо компримируют (сжимают) до давления 200-220 атм. Таким образом, получается готовый к использованию CNG газ для автотранспорта (характеристики и требования к КПГ регулируются ГОСТом 27577-2000).

Существует ещё один более выгодный метод транспортировки метана. Очищенный природный газ пропускают через систему эжекторов, где при расширении его температура поэтапно понижается до температуры кипения -163°C, после чего метан переходит в сжиженное состояние. Основным преимуществом такого способа является уменьшение объёма газа в 600 раз.

Перевозку и хранение жидкого топлива осуществляют в специальных криогенных ёмкостях, которые, по сути, являются термосами. Цистерна объёмом 25 кубометров вмещает 10 тонн СПГ/LNG.

Затем у сжиженного природного газа может быть два пути:

  1. обратный перевод в газообразное состояние при помощи испарителей
  2. использование СПГ как топливо

Последний пункт является очень перспективным для автомобильного транспорта преимущественно коммерческого направления, из-за скопления в жидком метане огромного количества тепловой энергии при относительно низком давлении в криоёмкости (от 5-16 атм.).

Основные преимущества сжатого метана, как и СПГ – это их экономические и экологические показатели. К тому же природный газ легче воздуха, в этом смысле он менее опасен при утечке чем, например пропан. Однако газы метана являются токсичными (4 класс опасности).

Главным фактором медленного распространения CNG, является отсутствие достаточного количества автозаправочных станций. В настоящее время на территории России насчитывается, порядка 330 АГНКС не считая передвижных заправщиков (ПАГЗ), которые в основном применяются для нужд предприятий.

Техника и инфраструктура под LNG только начинают появляться, поэтому более широкое применение на авто пока имеет КПГ.

Заправка криобака магистрального тягача на СПГ

Сжиженный нефтяной газ

Ввиду доступности и пониженных требований к конструкции баллонов, ещё большее распространение в качестве газомоторного топлива получил состав пропана (C3H8) с бутаном (C4H10).

Пропан-бутановую смесь выделяют из добытого газоконденсата, а также при извлечении и глубокой переработке нефти. При нефтеперегонке образуется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), из него отделяют сжиженный углеводородный. Затем происходит разделение СУГ на составляющие компоненты, один из которых — это сжиженный нефтяной газ. Для разных сфер применения СНГ бывает:

  • СПБА — смесь пропана-бутана автомобильная
  • ПА — пропан автомобильный
  • ПТ – пропан технический
  • ПБТ – пропан-бутан технический.
Читайте также:  Почему крашеный авто это плохо

Пропан тяжелее воздуха, поэтому при утечке может скапливаться в нишах и закрытых помещениях (смотровая яма, гараж). Взрывоопасность паров ПБ в воздухе 2,3-9,5 % при нормальном давлении и температуре 20°C, метана 5-15%. СНГ малотоксичен.

LPG топливо имеет температуру кипения -43 градуса по Цельсию, при её превышении и атмосферном давлении горючее переходит в парообразное состояние. Избыточное давление паров составляет 16 атм (при температуре 45°C). В сжиженном состоянии объём СПБ уменьшается до 250-300 раз, концентрируя большое количество энергии.

Согласно ГОСТу 52087-2003 ПА должен содержать 85% пропана (±10%), СПБА 50% (±10%). Топливо, как и метан, подвергается одоризации (за исключением правил указанных ГОСТом).

Применение технического пропана и смеси ПТ, допустимо в качестве моторного топлива автомобиля, во всех климатических зонах с температурой окружающей среды до -20°C.

Октановое число пропана 105, у метана 110. По сравнению с бензином после сгорания СНГ и КПГ топлива, вредные выбросы снижаются до 10 раз.

Биотопливо

Биогаз — по сути тот же метан, полученный из растительного, животного сырья, а также различных органических отходов. CBG/LBG обладает схожими характеристиками.

Применение биогаза как ГМТ актуально для сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих отходы организаций.

Источник: gbomotor.ru

Газовое топливо для автомобилей

2c9d61ac6aa7ff87f15db2df8649ea46.png

В настоящее время существуют и доступны в свободной продаже на АЗС или АГНКС такие виды топливных газов, как сжатый и сжиженный газ. Как их различать:

✔ Сжатым называют метан (сокращенно СПГ или КПГ, то есть компримированный природный газ), продаётся на АГНКС – автомобильная газонаполнительная компрессорная станция.

✔ Сжиженные газы – это пропан-бутановая смесь (СУГ), продаётся на обычных АЗС или на специализированных газозаправочных точках (АГЗС).

Если нужно определиться, будет ли газ выгоднее по расходам и лучше систем для автомобиля, нужно обратить внимание на пробег. Когда ежегодный километраж близок или превышает 30 тысяч км (более или около 2000 км/мес.), установка ГБО и последующая заправка сжиженным или сжатым природным газом действительно поможет сберечь приличную сумму. Владельцам малолитражных машин переход на газ вряд-ли действительно необходимо: оборудование занимает место и без того в небольшом багажнике, а топливные расходы, с учетом затрат на ГБО, окупятся нескоро.

Экологичность газового топлива

Выбросы в атмосферу отравляющих и совсем не полезных для человека выхлопов от газов по данным Минтранса РФ отличаются от бензина и дизеля минимум в два раза.

1.png

Выбор в пользу газа всё чаще делается в крупных городах и перенаселенных мегаполисах – владельцы автомобилей, длительное время проводящие в пробках, плотном трафике, отказываются от привычного бензина по соображениям безопасности для собственного здоровья. Влияние токсичных выхлопов на атмосферу является хотя и второстепенным, но также важным аспектом при переходе на газ.

Эксплуатационные свойства газовых видов топлива

У любого газа, рассчитанного на заправку автомобиля, кроме экологичности и финансовой экономии, есть и другие достоинства.

КПД работы на любом из газов стоит рассматривать комплексно: отличительные особенности и пропан-бутана, и метана можно заметить по технически-ходовым характеристикам.

✔ В отличие от бензина и дизельного топлива газы, как горючее, обеспечивают лучшее сгорание. Это и становится причиной снижения объёма токсичных выбросов в атмосферу;

✔ У газа меньше нагара – снижение таких образований на стенках камеры сгорания, на поршнях цилиндров, на свечах способствует их большей сохранности, снижению риска преждевременных поломок;

✔ Газ не даёт конденсации – если пары и есть, то они перегреты и не образуют конденсат в ДВС. Также значительно снижена или отсутствует реакция с масляной пленкой на стенках цилиндров, что сохраняет её защитные функции;

✔ Антидетонационные качества – и у СУГ, и у метана эти показатели выше, чем у бензина, такое свойство газов положительно сказывается на расходе топлива.

2.png

Выгодно ли заправлять автомобили газовым топливом

И пропан-бутановая смесь газов, и метан в условиях повышения цен во всём сегменте топлива значительно выигрывают у бензина и менее дорогого дизельного горючего.

Читайте также:  Двухканальный усилитель в авто своими руками

Принимать решение о переходе на газ стоит после детального изучения нюансов:

— стоимость непосредственно ГБО (баллон и расходные материалы);

— цена работ на переоборудование под газ;

— легальность компании, осуществляющей подобную деятельность;

— наличие / отсутствие льгот и субсидий по переходу на ГБО и газ;

— достаточное количество заправочных станций, продающих газ;

— расчёт предполагаемого ежедневного расхода газа на основе пропорций к бензину, дизельному топливу.

Привлекательность перехода на любой газ повышается, если с автомобилями связана коммерческая деятельность или существует необходимость в многочисленных ежедневных поездках. Стоимость пропан-бутанового топлива меньше на 35-37%, если сравнивать даже с недорогой маркой бензина АИ-92.

3.png

При расчёте экономической выгоды перехода на газ, в частности на метан, также стоит принимать во внимание действие в России государственных программ. На 2021 год правительство РФ почти в два раза увеличило размер субсидий, полагающихся всем, кто решит перевести свои автомобили с бензина и дизеля на ГБО. Дополнительно льготы могут представлять и региональные власти, что также повышает привлекательность переоборудования транспорта для работы на газу.

На что переходить, сжиженный газ или метан

По своему составу и методу производства именно сжиженный вид газа косвенно, но всё же относится к побочным продуктам нефтепереработки. Сжиженный углеводородный газ или СУГ – это пропан-бутановая смесь, которая применяется как топливо для автомобилей примерно с 40-х годов прошлого века. С тех пор основательно выросло и число транспортных средств на таком газу, и качество смеси. Безопасность применения смеси углеводородных газов тоже существенно улучшена, что подтверждается статистикой применения сжиженных углеводородных смесей:

✔ В мире 27 млн. единиц автомобилей разного назначения, работающих на СУГ (газ пропан/пропан-бутан), из них в России пока только 370 тысяч;

✔ Мировой объём потребления сжиженных газов – более 20 млн. тонн ежегодно;

✔ 33,4 тысячи АЗС в разных странах, где можно заправиться пропан-бутановой смесью, из них в России немногим более 7000 станций.

Автомобили на метане встречаются на дорогах всё чаще, этому способствует программа господдержки перехода на этот газ. Также сомневающихся интересует и проект Минпромторга об упрощенной процедуре перехода на газ, регистрации такого транспортного средства. Если такой проект утвердят, владельцам машин на сжатом, а возможно и на сжиженном топливе больше не придётся заниматься сертификацией оборудования с 1 июня 2021. Эту процедуру будут выполнять предприятия, обеспечивающие техническую реализацию перехода. Что касается АГНКС (метановых заправок), их количество по России ощутимо меньше: этим газом можно заправиться на 539 точках, по состоянию на январь 2021 года, однако эта цифра постоянно растет, по стране строится более 50 новых точек, ещё несколько десятков в стадии проектирования.

Особенности оборудования ГБО

Для газов СУГ и СПГ требуются разные типы баллонов и оборудования. Отличаются оба типа ГБО полностью, использовать баллоны под пропан для газа метан и наоборот категорически запрещено.

Баллоны для СУГ (пропан-бутан)

✔ Объём баллона для заправки автомобиля СУГ (пропан/бутан) – от 10 до 210 литров (27 – 98/107 для тороидальных, внутренних/наружных);

✔ Форма ёмкости под газ – цилиндрическая и тороидальная, известная среди водителей как «бублик» или ГБО под запаску (можно разместить вместо запасного колеса в багажнике);

✔ Чаще всего используются цельнолитые баллоны с клапаном, толщина стенок 3 мм;

✔ Выдерживают давление газа до 16 бар, испытания давлением – до 30 бар;

✔ Заполняемость баллона газом – 80-85%,

✔ Срок службы баллона для автомобиля – 10 лет, обязательные проверки каждые 2 года.
4.png5.png6.png

Баллоны и оборудование для метановых установок

✔ Могут быть изготовлены из металла (КПГ-1), металлопластика (КПГ-2), с оплеткой из карбоволокна (КПГ-3), полимерных материалов (КПГ-4);

✔ Также распространена маркировка CNP-G;

✔ Срок службы баллонов для газа зависит от материала изготовления, металлические пригодны до 10 лет эксплуатации с освидетельствованием состояния каждые 3-5 лет;

✔ Наибольшую надёжность демонстрируют металлические баллоны, их вместимость – 27, 38 и 55 литров;

✔ Металлопластиковые баллоны (II тип) – от 55 до 120 литров;

Читайте также:  Volkswagen beetle похожие авто

✔ Допустимое по регламенту давление в баллонах с газом – 200-250 бар (197-247 атмосфер);

✔ В 50-литровую ёмкость вмещается до 15 куб. м газа метан.

Источник: www.petrolplus.ru

Как природный газ используется в качестве автомобильного топлива

Природный газ нужен не только для приготовления пищи, обогрева дома и получения электричества. Еще им можно заправлять автомобиль. Природный газ в качестве топлива намного дешевле и экологичнее нефтепродуктов.

Одним из первых использовать газообразное горючее предложил Филипп Лебон. В 1801 году он получил патент на конструкцию, в которой газ и воздух сжимаются отдельными компрессорами и смешиваются в специальной камере. В 1860 году французский изобретатель Этьен Ленуар сконструировал первый практически пригодный газовый двигатель внутреннего сгорания. Он придумал воспламенять газовоздушную смесь в двигателе с помощью электрической искры.

Предок современного автомобиля на газомоторном топливе — самоходная повозка с двигателем внутреннего сгорания — работала на светильном газе (получаемом путем сухой перегонки из определенных сортов каменного угля). В 1894 году в немецком городе Дессау природный газ применяли в качестве топлива для железнодорожного транспорта. Однако транспорт на газе не получил широкого распространения в 19 веке.

В конце 40-х и начале 50-х годов 20-го века в СССР производили газобаллонные автомобили на метане и развивали сеть АГНКС. Но начальный уровень газоснабжения и относительно малый в то время объем добычи газа не позволили расширить применение такого транспорта.

Каким газом заправляют автомобиль

Для заправки транспорта используют различные виды сжиженного газа: метан (природный газ), пропан, бутан и их смеси (так называемые углеводородные газы). Кроме того, метан используется и в сжатом (компримированном) виде. В этой статье речь пойдет именно о природном газе в качестве автомобильного топлива. Для того, чтобы получить компримированный газ, метан сжимают при помощи компрессора. Его объем при этом уменьшается в 200-250 раз.
Для получения сжиженного газа природный газ нужно охладить до температуры —161,5 °С. Объем газа при этом уменьшается в 600 раз.

Почему природный газ считается экологичным видом топлива

В выхлопах автомобиля, работающего на «голубом топливе», вредных веществ в 5 раз меньше по сравнению с автомобилем с бензиновым двигателем. Это серьезное преимущество природного газа, ведь транспорт — главный загрязнитель атмосферы, особенно в крупных городах. Перевод автомобилей и автобусов на природный газ поможет сделать воздух чище и улучшить экологию городов.

Как можно сэкономить, заправляя автомобиль метаном

Сегодня метан в России стоит около 12 рублей за кубический метр (эквивалентно литру бензина). Это в 3 раза дешевле бензина, при том, что расходуется природный газ экономнее. Особенно выгодно использовать газомоторное топливо на общественном транспорте, который ежедневно проходит большие расстояния. Например, если перевести 100 автобусов с обычного топлива на метан, то за счет разницы в цене на топливо за год можно сэкономить 34 млн рублей.
Кроме того, метан не содержит примесей, а значит, не образует отложений в топливной системе при сгорании. Двигатель на газе работает дольше и эффективнее.

Безопасный газ

Природный газ — самое безопасное топливо из всех доступных на сегодняшний день. В случае аварии метан не скапливается в углублениях и не образовывает горючую смесь паров с воздухом. Так как газ легче воздуха, он сразу улетучивается, поэтому его утечка не представляет опасности.

Баллоны, в которых хранится метан, имеют очень толстые и прочные стенки. В процессе производства их многократно проверяют, чтобы емкости могли выдерживать давление газа.

Газ — в моторы

Сегодня практически все крупнейшие автопроизводители выпускают автомобили на метане. Мировые лидеры автопрома — Volvo, Audi, Chevrolet, Daimler-Benz, Iveco, MAN, Opel, Peugeot, Citroen, Sсania, Fiat, Volkswagen, Ford, Honda, Toyota — все они сегодня предлагают заводские автомобили с двигателями, работающим на компримированном природном газе. Эти машины ни в чем не уступают традиционным бензиновым аналогам и пользуются большой популярностью среди автовладельцев. На сегодняшний день в мире насчитывается более 17 млн автомобилей, работающих на метане, и это число продолжает расти.

Источник: www.gazprominfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
LYXAVTO.RU