На боковине любой шины больше надписей и рисунков, чем свободного места. Каждый значок несет свою функцию, но раскрыть его подноготную без подсказки не всегда возможно. К тому же в этом году появилась абсолютно новая маркировка.
Самым крупным шрифтом на шину обычно наносят ее марку и модель. Оно и понятно: это то, на что клюет покупатель. Интересно, что те же данные в зашифрованном виде есть и на протекторе — в виде тонких цветных полос. Нужны они для того, чтобы можно было идентифицировать резину, лежащую на складе, ведь в поле зрения рабочих оказывается только ее рабочая поверхность.
Размерность шин
Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.
Continental PremiumContact 6
Continental PremiumContact 6
- 225 — ширина протектора в миллиметрах.
Материалы по теме
Дополнительные обозначения
К названию модели шины могут быть приписаны дополнительные литеры. Например, SUV означает ориентированность на кроссоверы и внедорожники (усиленная боковина, большая грузоподъемность), С — на коммерческий транспорт (от английского cargo, «груз»). Бывает, что покрышка сварена специально для какого-либо автоконцерна и предназначена для первичной комплектации на конвейере или продажи через его официальных дилеров. Так, у компании Continental индексы А0 и R01 зарезервированы для Audi, J — для Ягуара, N0, N1, N2 — для Porsche, M0, M01 — для Мерседеса.
Материалы по теме
Летняя резина не несет на себе какой-либо дополнительной маркировки. Литеры М+S от английских Mud, «грязь», и Snow, «снег», стоят на покрышках, которые в принципе пригодны для холодного климата, но чисто зимними не являются. На последние указывает только значок снежинки и горного пика. Надпись All season (или сокращение AS), думаем, в переводе не нуждается.
На шинах топ-уровня можно встретить изображение зонта. Это указание на отличные характеристики на мокром асфальте.
Нередко на покрышке ставится информация о максимальной нагрузке и максимальном давлении открытым текстом, без иносказательных кодов и пиктограмм. Ищите словосочетания Max load и Max pressure соответственно.
Набирают популярность в мире шины с усиленной боковиной, позволяющие ехать несколько десятков километров после потери давления. Обычно пишут просто Run Flat, хотя встречаются и оригинальные обозначения. Так, концерн Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.
На европейских сайтах шинных компаний указана маркировка резины по уровню шума, эффективности и экологичности. Первый обозначается цифрой от 1 (тихие) до 3 (громкие). Коэффициент сцепления с влажной дорогой и коэффициент расхода топлива — это буква от А (лучший показатель) до G (худший). В России такая классификация пока не применяется.
Дата изготовления
Один из ключевых параметров — дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год.
Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.
Подсказки при монтаже
Материалы по теме
При монтаже асимметричной резины на диски правильное расположение подскажут слова Outside («внешняя сторона») и Inside («внутренная сторона»). На установленных на машину колесах владелец должен видеть только первую надпись. Если на шинах их нет, внешней и внутренней сторон на протекторе не предусмотрено, он симметричен в работе.
С обеих сторон направленных моделей в обязательном порядке наносится слово Rotation («вращение»). Расположенная рядом с ним стрелка подскажет направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.
Индикаторы износа
На места расположения меток критического износа протектора у шин Continental указывают литеры TWI. На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.
А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.
Новая маркировка
В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель.
Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.
Обязательная маркировка введена с 1 ноября 2020 года. С этого дня запрещены производство, импорт в Россию и покупка у производителей и импортеров резины без меток установленного образца. С 15 декабря запрещен весь оборот немаркированных покрышек. Складские остатки разрешали снабжать метками до 1 марта 2021 года.
Обязательная маркировка введена с 1 ноября 2020 года. С этого дня запрещены производство, импорт в Россию и покупка у производителей и импортеров резины без меток установленного образца. С 15 декабря запрещен весь оборот немаркированных покрышек. Складские остатки разрешали снабжать метками до 1 марта 2021 года.
Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки
Нагрузка
на шину, кг
Индекс нагрузки
Нагрузка
на шину, кг
Индекс нагрузки
Источник: www.zr.ru
Маркировка шин:(индекс скорости, индекс нагрузки, цветные метки используемые для маркировки шины, дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины).
205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.
Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
94 – индекс нагрузки (он же «индекс допустимой грузоподъемности шины»).
H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
Таблица индексов скорости:
Индекс скорости
94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Таблица индексов нагрузки шины:
Индекс нагрузки
Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).
Цветные метки используемые для маркировки шины:
Желтая маркировка
Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.
Красная маркировка
Красная маркировка (красная точка на шине) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.
Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.
Цветные полоски
Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее «опознавать» шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.
Дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины:
XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
M+S или маркировка покрышки MS. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M»>Индекс нагрузки
ЧТО НАПИСАНО НА ШИНЕ ВИАТТИ? маркировка шины 2019!!!
Значки и буквы на шинах: расшифровка обозначений.
Скоростной индекс
Буква V указывает максимально допустимую скорость движения — 240 км/ч. Превышать ее нельзя. Ведь при быстрой езде шина сильно нагревается, что может привести к ее разрушению.
Индекс скорости | Скорость, км/ч | Индекс скорости | Скорость, км/ч |
Q | 160 | W | 270 |
R | 170 | Y | 300 |
S | 180 | VR | 300 |
T | 190 | VR | >210 |
H | 210 | ZR | >240 |
V | 240 | ZR(Y) | >300 |
Другая информация
Дата выпуска обозначается четырехзначным числом, заключенным в овал. 1921 не означает, что шине уже сто лет. Первая пара цифр – неделя, вторая – год. Получается, что покрышка произведена на 19 неделе 2021 года. Совсем свежая!
Тип резины обозначается по-разному. Значок M+S от английского Mud + Snow (грязь + снег) говорит об универсальности и возможности круглогодичного использования. То же самое означает и надпись All season. В нашем климате зимой лучше использовать специальные зимние покрышки, которые маркируются значком в виде снежинки или горного пика. «Обувь» для коммерческих автомобилей с высокими нагрузочными характеристиками часто обозначают словом Cargo или буквой С.
Буква Е и число, заключенные в круг — знак сертификации на соответствие европейским требованиям. Число означает страну, выдавшую сертификат. Россия числится под номером 22. Рядом с кругом расположена группа цифр. В ней указан номер стандарта, которому должно соответствовать изделие, группа поправок (стандарты постоянно ужесточаются) и номер сертификата.
Популярные ныне покрышки с усиленной боковиной, которые позволяют проехать некоторое расстояние после прокола, имеют надпись Run Flat или SSR.
Для бездорожья
- HP (High Performance) – для дорог с твердым покрытием;
- HT, H/T, HT+ (Half Terrain) – для твердых дорог и легкого бездорожья:
- AT, A/T, AT+ (All Terrain) – универсальные, для бездорожья и асфальта;
- MT, MT+, M/T (Mud Terrain) – предназначены для тяжелого бездорожья.
Монтируем правильно
Существуют шины с направленным рисунком протектора. На них есть изображение стрелки и надпись Rotation. Кроме того на внутренней и внешней сторонах написано соответственно: Inside и Outside. Монтировать такие покрышки на диски, а потом устанавливать колеса на машину нужно согласно этим указаниям. Если не выполнить это требование, шина не будет работать должным образом.
А в некоторых ситуациях может стать опасной.
Выбираем с умом
Шины – важнейший элемент обеспечения безопасности. К их выбору нужно относиться максимально серьезно. Рекомендованные для каждой модели автомобиля типоразмеры покрышек можно найти в инструкции по эксплуатации машины. Приобретать резину других размеров нежелательно. При изменении посадочного диаметра они просто не встанут на диски.
Более широкие или высокие могут задевать при движении за элементы кузова или подвески. Ширина и высота профиля влияют на плавность хода и управляемость авто.
Несоответствие нагрузочных и скоростных параметров шины характеристикам автомобиля может привести к ее разрушению на ходу. Использование покрышек не по сезону – прямой путь к аварии. А попытка заехать в грязь на шоссейных колесах наверняка приведет к долгим поискам трактора. Напротив, передвижение на злой, зубастой внедорожной резине по асфальту некомфортно и невыгодно – сильный шум в салоне и очень быстрый износ шин вам обеспечены.
При покупке нужно обращать внимание на дату выпуска. Резина со временем стареет, «дубеет», покрывается трещинами – ездить на такой не безопасно.
При выборе шин обязательно учитывайте требования производителя вашего авто, сезон и ваши условия эксплуатации. И заезжайте с покупкой в любой салон Favorit motors, где опытные мастера быстро и качественно «переобуют» вашу машину. Ведь хороший шиномонтаж – залог долговечности покрышек. Выбирайте хороший товар с умом, используя новые знания, и наслаждайтесь безопасной ездой.
Источник: favorit-motors.ru