Почему при техосмотре автомобиля измеряют глубину протектора

Российские ПДД устанавливают минимально допустимую глубину протектора для зимних шин легковых автомобилей в размере не более 4 мм, а для летних – не более 1,6 мм (для грузовых – не более 2 мм). Но «доезжать» до минимально допустимых величин не рекомендуется. Например, для летних шин легковых авто гарантией безопасности является глубина не менее 3 мм.

Почему важно контролировать глубину протектора

Ресурс обычной шины составляет в среднем 40-60 тыс. км. И он во многом зависит от манеры езды автомобилиста, от исправности подвески, а также от правильного хранения шин и некоторых других факторов. И есть ряд признаков, которые могут указать на то, что покрышка пришла в негодность. Один из таких признаков – глубина рисунка протектора.

Глубину протектора важно контролировать, так как от этого значения зависят такие показатели как эффективность сцепления шины с дорожным покрытием, а также эффективность отвода воды с поверхности покрышки, уровень шума в салоне. Глубина протектора также косвенно влияет и на расход топлива.

Как понять, что пора менять

Производители шин обычно наносят на них специальные метки, указывающие на остаточную глубину протектора. Этот специальный индикатор дает понять о наступлении критического износа шин. Но более точно показатель износа протектора шины можно при инструментальном измерении.

Равномерный износ

Важно следить за равномерностью износа протектора. Неравномерный износ по обоим краям шины указывает на недостаточное давление воздуха в шинах, а износ по центру – наоборот, на избыточное давление. О том, что у автомобиля не отрегулировано схождение колес, дает понять износ кромок шины, а на то, что не отрегулирован развал – односторонний износ кромки. Конусообразный износ протектора указывает на необходимость провести замену элементов ходовой автомобиля, таких как сайлентблоки, ступичные подшипники, шаровые опоры.

С учетом того, что неравномерный износ – это часто встречающаяся особенность эксплуатации шин, эксперты рекомендуют проводить инструментальный замер высоты протектора в разных участках покрышки. И если такое измерение дает разные показатели, то износ определяется по наименьшему из них.

Как делать измерение

Контролировать глубину протектора может и сам автомобилист, не снимая колес с автомобиля.

Для этого необходимо выкрутить рулевое колесо машины до упора, чтобы было удобнее осматривать покрышку. На боковой части шины есть специальный индикатор износа. Соответственно надо внимательно присмотреться: если рисунок протектора находится на одном уровне с такими индикаторами, это означает, что шина уже имеет минимально допустимый износ и ее необходимо заменить. Как уже упоминалось выше, износ нужно проверять в нескольких участках покрышки.

Если под рукой нет специального прибора. Можно использовать 10-тирублевую монету. Ширина ее канта составляет около 3 мм. Если при погружении монетки в рисунок протектора, кант полностью «прячется» в нем, то глубина протектора в нормальном состоянии.

Более точный результат даст измеритель глубины рисунка протектора, а также цифровой измеритель. Приборы недорогие и негромоздкие — их удобно возить с собой в автомобиле.

И напоследок напомним автомобилистам, что если периодически менять передние и задние шины местами, они прослужат дольше.

Источник: dzen.ru

Как определить процент износа шин (резины)

Допустимая глубина протектора летних шин по закону

АвтоРазбор

Протектор – внешняя часть шины, которая предназначена для защиты камеры от проколов, а также формирования контактного пятна для лучшего сцепления с дорогой.

Протекторы делятся на классы:

  • Внедорожные — обладают усиленным сцеплением с труднопроходимой или скользкой дорогой.
  • Универсальные – справляются как с асфальтным покрытием, так и с пересеченной местностью.
  • Гладкие – разрабатываются исключительно для езды на гоночных треках

Ламели – основный элемент зимнего протектора, выглядят, как небольшие надрезы на блоках внешней резины, обеспечивают хорошую устойчивость машины на скользкой или заснеженной дороге.

Допустимая глубина протектора летних шин

По законодательству допустимая глубина протектора летних шин составляет 1,6 мм. В целом данный параметр мало влияет на сцепление покрышки с дорожным покрытием, но он очень важен для того, чтобы сохранить курсовую устойчивость автомобиля на мокром асфальте. Именно поэтому в большинстве случаев высота рисунка ниже 2-3 мм уже не позволяет гарантировать безопасное движение автомобиля на высоких скоростях в погоду, когда выпадает много атмосферных осадков.

Допустимая глубина протектора летних шин по закону

Даже если протектор будет стерт на 50%, на покрышках, предназначенных для жаркого времени года можно будет еще долго ездить. Но опять же все зависит от манеры езды и условий эксплуатации автомобиля. Стоит отметить, что проблемы у водителей возникают тогда, когда они доводят колеса до критического состояния. Жидкость плохо отводится из контактируемого пятна, а это влечет за собой массу неприятных последствий.

Глубина протектора зимних шин — стандарты

Важно – если вы начинающий водитель и хотите купить зимнюю резину из рук, то знайте, что глубина протектора новой зимней шины должна быть 8–10 мм.

Глубина протектора на новой зимней резине быстро теряется, сцепления с дорогой уменьшается, а аварийность поднимается. Водители обязанные следить за состоянием шипов, не допускать значение ниже 4 мм для зимнего комплекта покрышек в б/у состоянии.

Высота протектора новой зимней шины должна быть достаточной, для эффективной езды заснеженными дорогами. Ламели (шипи) – важный элемент на зимних шинах, который предназначенный для отвода воды из пятна контакта по специальным каналам, его лучше сохранять в хорошем состоянии, дабы избежать заносов.

Читайте также:  Как узнать перекупа авто

Какой должна быть остаточная глубина протектора

Отвечая на вопрос, какая может быть глубина у протектора, сначала следует рассмотреть новые покрышки. Обычно производители делают рисунок, с достаточным запасом, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться на комплекте в течение всего допустимого пробега. На практике глубина новой летней покрышки находится в пределах 4-6 мм, для зимней 8-10 мм. У грузового транспорта новая покрышка имеет примерно такие же параметры.

Встречаются зимние шины с агрессивным рисунком, достигающим высоты 12-15 мм.

Отдельно стоит уточнить, какой может быть минимальная глубина протектора. В текущей редакции ПДД этих данных нет, но они имеются в регламенте по обеспечению безопасности транспортных средств. Там и указана допустимая глубина. Вот эти данные.

  • Мототранспортные средства и мотоциклы – 0,8 мм.
  • Легковые автомобили – 1,6 мм. Сюда же относят легкие грузовики с массой до 3,5 тонны.
  • Грузовые автомобили – 1 мм.
  • Покрышки, помеченные как зимние (снежинки, M+S) должны иметь минимальную глубину в 4 мм.

Замеры нужно проводить в соответствии с рекомендациями технических специалистов и на всех колесах одновременно.

Как и чем измерить степень износа шины

Высота протектора зимней резины

Дабы определить степень износа, применяется специальный измеритель глубины протектора или визуальный осмотр с помощью индикаторов.

  • Компании оставляют свои индикаторы, на разных частях шины – это может быть боковая часть или канавка для отвода воды на поверхности резины. Под индикаторами подразумеваются небольшие резиновые логотипы компаний, геометрические фигуры или нарисованные цифры. Когда индикатор пропадает – это значит, что допустимый порог пройден, и покрышка подлежит утилизации.
  • Второй способ – это купить специальный прибор для измерения глубины протектора шин, который продается в любом автомобильном магазине. Устройство стоит недорого, но с его помощью можно точно измерить любую часть шины, дабы глубина протектора соответствовала правилам ПДД.

Индикатор износа протектора шины

Производители авторезины заботятся о безопасности водителей. Поэтому, каждая покрышка имеет индикатор износа. Это позволяет самостоятельно определять состояние шины и своевременно заменять стертую резину. Под индикатором износа подразумевают любые метки, дающие понимание о высоте протектора. Это могут быть:

  • цветовые метки;
  • элементы рисунка протектора;
  • выпуклые участки в канавках.

Но, это только самые распространенные виды меток.

Часто на современных шинах применяются цифровые указатели. Часто такие метки можно встретить на зимней резине. Для этого на поверхности блока протектора наносятся цифры, соответствующие высоте протектора. Они имеют определенную глубину. По мере стирания резины, стираются и цифры.

Допустим если на покрышке стерлась цифра «6», но есть «5», это говорит, что остаточная глубина протектора 5 мм. Как правило, последняя цифра обозначает минимально допустимую высоту рисунка. Если она пропала, значит нужно озаботиться заменой резины.

Аналогично работают и цветовые метки. Но, они могут быть двух типов. Наиболее распространенный вариант – это цветная резина на определенную глубину протекторного блока. Как только она исчезнет (сотрется) шину следует заменить. Но, иногда метки наносятся на боковины. Тут работает немного другой принцип.

Как только резина сотрется до метки, это и означает необходимость смены покрышки.

Часто встречаются индикаторы в виде выпуклых участков в канавках. Они показывают минимально возможную глубину протектора. Как только блоки сравняются с выпуклостями, следует озаботиться заменой резины.

В некоторых случаях глубина протектора может отмечаться рисками, насечками и другими способами.

Сотрудники ГИБДД при проверке автомобиля на дороге не могут руководствоваться индикаторами на колесе. Они обязаны выполнять проверку только сертифицированными приборами.

Какие факторы ускоряют износ шин

Глубина протектора шин зависит не только от естественного износа. Практикой выявлены дополнительные факторы, увеличивающие износ шин:

  • езда на высокой скорости;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • превышение загруженности автомобиля;
  • снижение давления внутри покрышек;
  • неправильный/агрессивный стиль вождения;
  • нарушения геометрии обедов;
  • допущение иных факторов, на которые шины не рассчитаны производителем.

Колеса могут также изнашиваться в разной степени. На это влияют неисправности ходовой системы, разница давления в шинах или особенности дорожного покрытия участка, по которому автомобиль постоянно передвигается.

Остаточная глубина рисунка протектора шин

Компенсировать разницу в износе можно путем перемены места колес. Допускается переставлять шины с ведущих колес на ведомые. Первые, под воздействием тяги двигателя, изнашиваются быстрее, а вторые дольше сохраняют рисунок протектора целым. Перестановка позволяет уровнять высоту протектора и обеспечить надлежащую безопасность передвижения.

Индикатор износа покрышек – что это такое?

Производители современных шин интегрируют в них специальные индикаторы износа, которые представляют собой часть рисунка протектора, имеют цветовое отличие, размеры и форму. Индикаторы могут быть выполнены в виде выпуклых элементов, расположенных в канавках протекторного рисунка.

На современных шинах могут иметься индикаторы износа, которые наносятся на протектор в виде цифр. Также в качестве глубиномеров используются специальные насечки, штрихи и различные фигуры, позволяющие водителям определять степень износа автопокрышек.

Выпуклыми (объемными) индикаторами пользоваться очень удобно: по мере износа протектора покрышки его высота уменьшается и сравнивается с высотой установленного индикатора, что говорит владельцу авто о критическом состоянии колес и необходимости их срочной замены. Также на поверхности резины могут присутствовать дополнительные индикаторы, которые сигнализируют о приближении полного износа, чтобы водитель смог вовремя приобрести новые шины.

Выпуклые индикаторы

Аналогичным образом работают цифровые индикаторы. На поверхности протекторного рисунка наносятся цифры определенной глубины в зависимости от типа автомобиля. К примеру, если была цифра «2» и исчезла, это означает, что глубина протектора уменьшилась на 2 мм. По мере эксплуатации резины будут исчезать другие имеющиеся цифры до тех пор, пока не пропадет самая большая из них. Это сигнализирует о критическом состоянии покрышки и о необходимости установки новой резины.

Читайте также:  Приложение для автовладельцев Госуслуги авто

Цифровые индикаторы

Как правило, на современных автопокрышках имеется 6 индикаторов, которые равномерно распределены по всей окружности. Это делается для того, чтобы водитель мог быстро отыскать их и определить состояние колес. Также на протекторном рисунке может устанавливаться цветной корд, который проявляется при критическом износе и сообщает о необходимости сменить колеса.

Как измерить высоту протектора?

Периодический контроль глубины протектора и своевременная замена шин в случае их износа позволят избежать аварийно опасных ситуаций на дороге. Существует несколько способов замеров высоты наружного протекторного слоя.

Если взять в качестве примера современные автопокрышки — они снабжены встроенными индикаторами износа. Как правило, они располагаются в имеющихся углублениях и выглядят в виде небольших выпуклостей или перепонок. При износе поверхности резины до минимальной величины специальные индикаторы окажутся на одном уровне с протектором, что даст понять водителю о необходимости проведения замены колес.

Аналогом специальных выступов, выполняющих роль индикаторов износа, выступают цветные слои шин. При их появлении на поверхности резины автопокрышки необходимо заменить на новые. Чтобы получить наиболее точный результат, водители могут использовать штангенциркуль либо электронный глубиномер.

Индикатор износа шин

Измерение глубиномером

Важно: наиболее часто для измерения глубины протектора используется обыкновенная десятикопеечная монета, которую необходимо вставить ребром в канавку автошины. Если она покрывает орнамент, то такая высота считается вполне допустимой для эксплуатации колес. В случае, если резина закрывает лишь монетный ободок, такие колеса необходимо срочно заменить. При исчезновении надписи «копеек» в глубине канавки считается, что шина находится в идеальном состоянии.

Для получения наиболее точных результатов рекомендуется проводить замеры по всей окружности автопокрышки, а также ее ширине. Это необходимо для оценки равномерного износа резины — если существуют различные показатели глубины, необходимо посетить СТО, чтобы отрегулировать углы установки автомобильных колес на схождение и развал.

Визуальный осмотр протектора шины позволит водителю определить некоторые неисправности элементов ходовой части автомобиля при наличии неравномерно расположенных пятен износа на резине. К примеру, они могут указывать на биение тормозных дисков, динамический дисбаланс или повышенные угловые колебания колес, которые необходимо устранить как можно скорее.

Если во время осмотра будут обнаружены механические повреждения резины в виде трещин, разрывов корда или порезов, такие шины нуждаются в экстренной замене, поскольку они могут служить причиной внезапной аварии на дороге. В случае невозможности замены всех шин необходимо установить новую резину на ось ведущих колес. Рекомендуется менять попарно автопокрышки на каждом мосту, чтобы не ухудшать ходовые характеристики машины и управляемость.

Источник: avtokart.ru

Остаточная глубина протектора

Остаточная глубина протектора

Остаточная глубина протектора

Такой показатель, как остаточная глубина протектора шин – фиксированная высота шипов, при которой ещё допускается безопасная эксплуатация покрышки. Поэтому, когда резина изношена и не соответствует установленному пределу, дальнейшее использование изделия на транспортном средстве не безопасно.

Упомянутые нормы отличаются в зависимости от конкретной категории авто и разновидности покрышек согласно ПДД. Какие же параметры считаются актуальными в 2020 году, и когда игнорирование этих рекомендаций стоит воспринимать как нарушение?

Что такое протектор

Протектор шины — это рабочая дорожка любого колеса, которая во время езды соприкасается с дорогой. Логично предположить, что при активном использовании автошины данный элемент постепенно изнашивается, тем самым снижая эффективность эксплуатации резины.

Иногда под «протектором» подразумевают целую сеть канавок и каналов, но с технической стороны подобное суждение в корне ошибочно, на некоторых моделях они вовсе отсутствуют. На деле это полноценный слой резины, где есть пазы и каналы.

Изначально он предназначался для защиты внутренней части шины от проколов и повреждений, но позже начал использоваться также и для формирования оптимального пятна контакта шины. Каждый протектор отличается особым рисунком, направлением, толщиной и даже качеством сырья — данные характеристики помогают определить сезонность шины (летние и зимние), специфику дорожного покрытия (с направленностью или без неё) и вид транспортного средства (легковая машина, внедорожник, с/х).

Почему важно следить за глубиной протектора

Во время движения транспортного средства, покрышка априори должна иметь хорошее сцепление с трассой. Именно качество рассматриваемого элемента напрямую влияет на безопасность вождения в разных погодных условиях. На практике получается, что глубина протектора шин ― критически значимый показатель для автомобилей любых типов и марок.

Для достижения оптимальных значений производители шин специально разрабатывают подходящий вариант резины с разным рисунком, который подходит для разнообразных условий эксплуатации:

  • асимметричные – обеспечивают маневренность автомобиля во время маневров на поворотах, такая резина идеально подходит для езды на высоких скоростях и практически бесшумная;
  • направленные – годятся для водителей, которые предпочитают умеренный стиль вождения, поскольку отличаются особым уровнем эффективности отвода жидкостей из пятна контакта;
  • симметричные – считаются более универсальным аналогом для поездок по городским дорогам и шоссе, ведь без проблем справляется с аквапланированием и гарантирует уверенное управление.

Но на каком бы стиле не остановился автолюбитель, и какой бы рисунок протектора не выбрал бы, в первую очередь важно следить за глубиной. При износе покрышки быстро теряют сцепление с дорожным полотном, машина становится менее устойчивой, а движение перестает быть плавным и комфортным, начинаешь ощущать неприятные толчки.

Параллельно с этим увеличивается тормозной путь шин на мокром асфальте и снижается качество принудительной остановки даже во время жары: всё это происходит за счёт уменьшения веса колеса из-за износа.

Каково значение протекторного рисунка

Глубиной протектора шины называется расстояние от дна бороздки для воды до крайней верхней точки подошвы, которая напрямую контактирует с дорогой. В процессе эксплуатации резиновая часть в данной зоне значительно изнашивается за счёт силы качения и трения, поэтому со временем высота протектора тоже уменьшается.

Читайте также:  Технические характеристики авто Рено Логан 2

Эталонным значением минимальной толщины протектора принято считать отрезок от 1,5 до 1,7мм. Так эксплуатировать материал можно, хотя его свойства значительно ухудшаются, резину ведет, а тормозной путь будет увеличиваться. А вот при остатке 1мм и менее, ездить на таких шинах уже становится опасно, поскольку они на 80% не выполняют свои функции, что особенно заметно в дождливую погоду.

Например, для действительно хорошей зимней резины с шипами высота протектора должна составлять минимум 11 мм, но, когда в процессе езды выпало уже более 50% шипов, использовать такие шины опасно, ведь главный источник надёжного зацепа здесь — шипы. В свою очередь для всесезонных моделей минимальный остаток высоты проектора составляет только 2,2 мм.

Стоит подчеркнуть, что более продвинутые варианты имеют специальный цветовой индикатор износа, благодаря которым водитель остаётся всегда в курсе о текущем состоянии протектора. Хотя большинство шин всё равно не оснащены столь полезной функцией, поэтому нуждаются в самостоятельном замере высоты протектора. Согласно мнению профессионалов, средний срок эксплуатации шин составляет около 5 лет.

Какие бывают виды рисунка

Сейчас современный рынок шин предлагает владельцам машин немало подходящих вариантов, благодаря чему каждый имеет возможность выбрать резину, подстраиваясь исключительно под собственные потребности. Необходимо помнить, что рисунок протектора — не просто прихоть эстетики. Данный элемент несёт в себе важные функции, поэтому надо хорошо разбираться во всех существующих видах:

  1. Шины с симметричным ненаправленным рисунком

Один из самых популярных типов изображения. Именно характерные углубления рисунка на наружной части зеркалят друг друга, поэтому наносятся параллельно, а это дает возможность устанавливать колесный диск с любой стороны. Кроме упомянутого зеркального расположения такие шины обладают действительно сбалансированными свойствами, включая равномерное соотношение комфорта и плавности движения, а также минимальный шум. Поэтому цена на рынке автошин у данной серии самая приемлемая.

  1. Шины с симметричным направленным рисунком

Очередной вариант рельефного рисунка обеспечивает максимально эффективный метод отвода воды, поэтому езда по лужам и мокрой дороге и риск застать аквапланирование (соприкосновение с поверхностью воды, а не трассы) минимизировано. Нередко шины такого формата имеют высокоскоростные характеристики и высокий индекс скорости. Упомянутые модели хорошо подходят для транспорта, чья скорость доходит до 300 км/ч. Они отличаются более высокой стоимостью и премиальным качеством.

  1. Шины с универсальным рисунком

Обычно подобный аналог резины имеет изображение в виде шашек, сот или рёбер. Подобный узор отлично годится для условного бездорожья, ведь обладает грунтозацепляющими характеристиками, а сам протектор отличается довольно высокой глубиной. Такие версии подходят для эксплуатации на любом типе дорожного покрытия, грунтовки, песка и грязи. Поэтому они часто встречаются на грузовых автомобилях типа самосвалов, автобусах ПАЗ-32054 и советских грузовиках ГАЗ-53, ЗИЛ-130.

  1. Шины с всесезонным рисунком

Обычно подобный вид автомобильной резины имеет асимметричный вид рисунка. Именно столь специфичный вариант даёт возможность совместить в себе 2 главные характеристики — уверенный зацеп зимой и отличная управляемость летом. Причём внутренняя часть протектора имеет усиленный блок. а наружная часть среди главных черт предлагает упрочняющее ребро. Но такие шины не способные в полной мере обеспечить безопасность водителя в определенное время года: летом будет повышенный шум и быстрый износ, когда как зимой худшая проходимость и общая управляемость авто.

  1. Шины с асимметричным рисунком

На данный момент существует сразу несколько видов такой резины: с направленным и ненаправленным рисунком. Первый вариант отлично показывает себя в ситуациях, где транспортное средство на высокой скорости быстро перестраивается и проходит длительные повороты. Поэтому там и усилили боковину, зато комфорт из-за повышенного шума снижен. Сейчас ассиметрично направленный узор — самый передовой, благодаря тому, что от разнообразных жидкостей и грязи шина моментально очищается, обеспечивая идеальную плавность хода и максимальное удобство при езде.

Какой должна быть остаточная глубина по ПДД

Стандартные требования правил дорожного движения строго ограничивают остаточную высоту рабочей части ската: при достижении конкретного значения, дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.

Именно для более точного разграничения нормы ПДД 2020 разделяют конструкции машин на категории по осевой нагрузке и толщине покрышек. Причём на некоторых моделях резины изготовитель самостоятельно устанавливает специальные метки (индикаторы). Поэтому стоит ориентироваться на ниже предложенную таблицу, чтобы не путаться в допустимых границах:

Вполне понятно, что максимальная изношенность шины определяется по ГОСТу, приложением №1 к правилам. Едва упомянутый показатель перестаёт быть безопасным, водителю грозит наказание за нарушение требований к автомобильным шинам – данные санкции накладываются по ст. 12.5 КоАП РФ.

Автолюбитель получает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. Стоит учесть, что каждый инспектор ГИБДД имеет право проверить высоту рисунка протектора специальным прибором во время остановки авто.

Способы измерения остатка протектора

Для определения необходимости замены шин некоторые производители используют специальный прибор – индикатор износа (глубинометр). Взглянув на его показатели, автовладелец сможет понять, что остаточная высота протектора достигла своего минимально-допустимого значения и поймёт, что настало время менять шины.

Если же индикатор износа отсутствует, то глубину протектора можно измерить самостоятельно при помощи альтернативных инструментов:

  • монета достоинством 10 копеек;
  • линейка или выдвижной сантиметр.

Если под рукой нет требуемого прибора, можно обратиться в ближайший шиномонтажный центр или пункты СТО, где есть услуга быстрого замера данного показателя.

Стоит помнить, что при измерении высоты рисунка протектора резины необходимо брать несколько контрольных точек на колесе, поскольку износ должен быть равномерным по всей длине и ширине окружности. А когда наблюдается явное искажение, советуют посетить мастерскую для установки правильного угла развала-схождения колес.

Источник: autourist.expert

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
LYXAVTO.RU