В России производится множество смазочных материалов. В данной статье мы расскажем об их классификациях и приведем примеры.
По консистенции смазки делятся на полужидкие, пластичные и твердые. Последние два вида рассмотрим поподробнее.
Не забудьте поставить лайк, сделать репост и подписаться на наш канал 🙂
Пластичные смазки. Основные характеристики и классификации
Пластичные смазки – структурированный и самостоятельный вид смазочных составов с 2-компонентной основой (базовое масло и загуститель) + присадки (добавки).
Пластичная смазка
Чаще всего такие составы применяются в следующих узлах:
- Передачи (винтовые, цепные, зубчатые)
- Шарниры
- Подшипники (скольжения и качения)
- Многожильные тросы
Пластичные смазки подбираются для обслуживания узлов трения по ряду критериев. Вот основные из них:
- Рабочая температура узла трения
- Действующие нагрузки
- Скорость вращения пары трения
- Совместимость с конструкционными материалами
- Совместимость с другими смазочными материалами (на случай смешивания)
Классификация по типу загустителя
В рамках данной классификации пластичные смазки можно поделить на 4 категории:
Лучшие АВТО Смазки!! Сравнение и назначение
Загустителем в них выступают мыла (литиевые, алюминиевые, кальциевые и др.). Существуют также пластичные смазки, загущенные смесью мыл.
Мыльные пластичные смазки также называют синтетическими или жировыми.
Для изготовления таких смазок применяются высокодисперсные органические вещества, которые обладают хорошей температурной стабильностью.
К числу органических пластичных смазок относятся полимерные, сажевые и пигментные составы, а также материалы на основе полимочевины.
При производстве таких смазок в качестве загустителя используются высокодисперсные неорганические вещества, имеющие хорошую температурную стабильность.
Примерами неорганических пластичных смазок могут служить графитовые, силикагелевые, асбестовые, бентонитовые составы.
В таких смазках роль загустителя выполняют высокоплавкие углеводороды (воски, парафин, церезин и др.).
Классификация по типу базового масла
По типу базового масла пластичные смазки делятся на минеральные и синтетические.
Классификация по сфере применения
По сфере применения пластичные смазки делятся на 5 групп:
- Пищевые
- Консервационные
- Уплотнительные
- Антифрикционные
- Канатные
Пищевые смазки
Пищевые смазки являются составами, которые не включают в себя токсичные ингредиенты и не вредят здоровью людей даже при контакте с продуктами питания.
Данная категория не входит в классификацию по ГОСТ. Однако сегодня, согласно действующему законодательству, такие смазочные материалы нужны предприятиям, которые производят упаковку, фармацевтическую и пищевую продукцию (в том числе напитки).
Наиболее известные российские пищевые смазки выпускаются под брендом EFELE .
Смазки для автомобилей
Пищевые смазки EFELE
Они прошли сертификацию в различных уполномоченных независимых организациях (Роспотребнадзор, NSF International) и имеют специальные допуски (в том числе пищевые допуски NSF H1 и 3H), которые определяют степень разрешенного контакта состава с узлом трения.
Пластичные смазки для производств продуктов питания содержат компоненты, которые не только безвредны, но и обеспечивают надлежащую работу оборудования в специфических условиях отраслевых предприятий.
Такие составы способны выполнять свои функции в широком интервале температур, противостоять воздействию воды, выдерживать высокие нагрузки, быть совместимыми с резинами и пластиками.
Консервационные смазки
Эти смазки защищают различные узлы и механизмы, сделанные из металла, от коррозии в процессе их применения, транспортировки и хранения (кроме стальных канатов и ситуаций, когда необходимо использовать твердые покрытия или масла для консервации).
К таким смазкам относятся Пушечная (ПВК), ВНИИСТ-2, ВТВ-1, ЗЭС.
Консервационная смазка ВТВ-1
Уплотнительные смазки
Их используют для того, чтобы облегчить монтаж-демонтаж арматуры, сальниковых устройств, соединений (подвижных, резьбовых, разъемных) различных систем (в том числе вакуумных), а также загерметизировать зазоры.
Бывают следующие уплотнительные смазочные составы:
- Резьбовые
- Арматурные
- Вакуумные
К уплотнительным смазкам относятся: Арматол-238, Насосная, Р-2, Р-402, ВНИИНП-291, ЛЗ-162, Замазка вакуумная, Кранол.
Антифрикционные смазки
Применение таких смазок направлено на уменьшение интенсивности трения скольжения и износа сопряженных элементов.
Антифрикционные смазки делятся на следующие категории:
Такие составы бывают для обычных и повышенных температур. Первые работают при температурах до +70°С (например, Солидол Ж, Солидол С и Графитин), а вторые – до +110°С (например, Литин-2 и Консталин).
Солидол Ж (жировой)
Их можно применять во многих узлах трения (например, в шарнирах, подшипниках скольжения и качения).
Многоцелевые смазки обладают хорошей стойкостью к воде и высокими защитными свойствами, а также могут функционировать в широком интервале скоростей и температур (от -30°С до +130°С, а в мощных механизмах могут работать при еще более низких температурах – до -40°С и даже ниже).
К смазкам данной категории относятся Литолы (24, 24М и 24РК), Фиолы (1, 2 и 2М), Герметин, БНЗ-3 и др.
Они работают в узлах трения, нагревающихся в процессе эксплуатации до +150°С и выше. Среди таких составов можно выделить следующие: ЦИАТИМ-221, EFELE MG-251 , EFELE SG-394 , ВНИИНП-246 (-235, -233, -231, -219, -207), Графитол и др.
Они функционируют в узлах и механизмах, выполняющих свои функции при температурах до -40°С и ниже.
Сегодня в России производятся десятки морозостойких смазок. Среди них широко распространены следующие: EFELE SG-311 , EFELE SG-321 , ЦИАТИМ-201 (- 203), Зимол, Лита, МУС-3А и др.
Морозостойкая смазка ЦИАТИМ-201
- Противозадирные и противоизносные
Эти смазки характеризуются наличием противозадирных присадок (или твердых добавок) в своем составе и используются в подшипниках скольжения при удельных нагрузках свыше 150 МПа (1500 кгс/см кв.) и в подшипниках качения при контактных напряжениях более 2500 МПа (25000 кгс/см кв.).
В числе составов данного вида можно отметить следующие: ВНИИНП-225 (по ГОСТ 19782-74), ВНИИНП-232 (по ГОСТ 14068-79), Свинцоль-01 (-02), ЛС-1П и др.
Такие смазки подходят для узлов и механизмов, контактирующих с агрессивными средами (щелочами, кислотами, углеводородами, галогенами и их соединениями, аминами и др.)
В качестве примеров химически стойких составов можно привести следующие: ЦИАТИМ-205, ВНИИНП-298 (-280, -295, -294, -282, -279), Криогель.
Они используются в узлах трения приборов и точных механизмов.
Бывают следующие приборные смазки:
– Телефонные и часовые: ЛПИ-7, РС-1 по ГОСТ 21532-76
– Оптические: ЦИАТИМ-221 (-203, -201), ВНИИНП-299, ОКБ-122-7 (-122-7-5), АЦ-3 (-2, -1), Орион, ГОИ-54п и др.
– Гироскопические: ВНИИНП-260 по ГОСТ 19832-74 (-228 по ГОСТ 12330-77, -223 по ГОСТ 12030-66)
– Для электромеханических приборов: ЦИАТИМ-202, ОКБ-122-7-5 (122-7 по ГОСТ 18179-72)
– Для узлов приборов общего назначения: ЦИАТИМ-201, ОКБ-122-7, ВНИИНП-223 (-299, -293, -286, -274, -271, -270, -260, -258, -257, -228)
Смазки данной категории используются в различных винтовых и зубчатых передачах.
К таким составам относятся ЦИАТИМ-208, СТП-3 (-Л), ОЗП-1, Трансол-200 (-100, -РОМ), Редуктол, Редуктол М, СКП-М.
Эти пасты наносятся на сопряженные поверхности, чтобы облегчить сборку-разборку узлов, предотвратить образования задиров и ускорить процесс приработки. К таким смазочным материалам относятся ВНИИНП-232 (-225), Лимол.
Эти смазки используются преимущественно в отдельных промышленных отраслях для случаев, когда необходимо учитывать характеристики, не предусмотренные в вышеперечисленных категориях (прокачиваемостъ, искрогашение, эмульгируемость и др.).
К узкоспециализированным смазкам относятся следующие:
– Автомобильные: ШРУС-4, Фиол-2У
– Для электрических машин: ВНИИНП-242, ЛДС-3 (-1), ЭШ-176, СВЭМ
– Железнодорожные: ЖРО, Кулисная ЖК, ЖР, ЖТ-72
– Морские: АМС-3 (-1), МС-70, МУС-3А, МЗ
– Авиационные: Эра, Свинцоль-01, ВНИИНП-261 САПФИР, АТЛАНТА, СЭДА, НК-50
– Индустриальные: ВНИИНП-273, Униол-2М/2, Прессол М, Сиол, Ротационная ИР, Термолита, Омметтерма-2, Омметсупертерма
– Буровые: Геол-1, Пластол, Долотол Н
– Электроконтактные: ВНИИНП-502 (-273, -248), Электра-1
Автомобильная смазка ШРУС-4
Такие материалы предназначены для узлов и поверхностей скольжения с устройствами для применения смазки в виде брикетов.
Они применяются для защиты стальных канатов и тросов, а также органических сердечников стальных канатов от коррозии и износа.
Примеры канатных смазок: Канатная 39У, БОЗ-1, Торсиол-35Э, Ваерол, Канатол, Е-86, ЛЗ-Е-91.
Твердые смазки. Свойства и области применения
До отверждения твердые смазки являются суспензиями. Дисперсионная среда для них – смола или другое связующее вещество и растворитель. Загустителем в твердых смазках выступают графит, дисульфид молибдена и т.д.
Когда испаряется растворитель, твердые смазки становятся золями, которые имеют все свойства твердых тел. Одна из их особенностей – малый коэффициент сухого трения.
Выделяются следующие разновидности твердых смазок:
- Антифрикционные покрытия (АФП)
- Сухие адаптивные смазочные материалы
Антифрикционные покрытия
АФП обладают рядом достоинств:
- Способны работать как при экстремально высоких, так и при криогенных температурах
- Сухой слой АФП не собирает пыль и другие мелкие частицы, за счет чего не допускает абразивного износа узлов трения
- Выдерживают высокие нагрузки
- Обладают антипригарными и антиадгезионными свойствами
- Имеют антикоррозионные свойства
- Работают при воздействии агрессивных сред (морской среды, щелочей, кислот, радиации)
- Работают в течение долгого времени, обеспечивая смазку и защиту деталей от износа (способны выступать даже в качестве ресурсной смазки)
- Не испаряются и не окисляются
- Совместимы со многими конструкционными материалами (металл, резина, пластик, дерево, керамика и др.)
Часто АФП применяются в тех узлах трения, где пластичные и жидкие смазки неэффективны.
Такие покрытия наносятся стандартными методами окрашивания на предварительно подготовленные поверхности деталей, после чего отверждаются при комнатной температуре или нагреве в печи (смотря какое АФП используется).
АФП активно используются в различных отраслях промышленности с целью снижения трения и износа механизмов (в машиностроении, энергетике, робототехнике, медицинской технике, железнодорожном и другом транспорте, атомной промышленности).
Кроме того, эти составы позволяют увеличить срок службы элементов нефтедобывающих платформ, избежать прилипания полимеров и нагарообразования на узлах формовочного и упаковочного оборудования.
В России материалы, реализующие технологию твердой смазки, производит компания «Моденжи». Она выпускает свою продукцию под брендом MODENGY.
Сухие адаптивные смазочные материалы
Такие материалы отличаются от АФП отсутствием связующих веществ в своем составе. За счет этого они способны заполнять глубокие впадины на шероховатой поверхности.
Другая особенность сухих адаптивных смазок заключается в переносе частиц твердосмазочных веществ на сопряженную поверхность в процессе трения.
Из российских смазок к данной категории относятся аэрозольные составы MODENGY A-FLON и MODENGY A-MOLY.
Источник: dzen.ru
Автомобильные смазки и их виды
В статье даётся перечень смазок для автомобиля: 5 типов.
Работа даже самого простого автомобильного механизма и его деталей требует определенного усилия. В итоге между деталями механизма происходит трение, которое должно быть минимально, иначе деталь выйдет из строя раньше времени. Самый простой способ — обеспечить между трущимися друг об друга деталями что-то в виде специальной среды, которая минимизирует энергию трения. Этим свойством обладают автомобильные смазочные материалы.
Кроме того, что смазочные материалы предохраняют детали от излишнего износа, они обладают ещё массой свойств, необходимых для безупречной работы. Стоит отметить, что смазка гораздо эффективнее, чем смазочные жидкости, так как служит она гораздо дольше, и расходуется при этом намного меньше.
Смазки обладают ещё несколькими преимуществами перед маслами и другими смазочными жидкостями — это и независимость их свойств от температуры, они не теряют способность смазывать, даже при попадании на них воды. Плюс ко всему, от них не остается жирных пятен на асфальте, в случае утечки, а это значит, что и окружающую среду они загрязняют намного меньше.
Типы и марки автомобильной смазки
В настоящее время рынок переполнен всевозможными смазочными материалами, в которых можно запросто запутаться. На самом деле не всё так сложно, как кажется с первого взгляда. Эксплуатационное свойство смазочного материала определяется видом загустителя, который является основой любой смазки. Оно, в принципе, и дает название самой смазке.
Большинство их, предназначенных для уменьшения энергии трения, загущают мылами. Это соли жирных кислот различных металлов, при этом не обязательно, что соль будет обычная, она может быть и комплексной. Также их можно подразделить на несколько типов: кальциевое, литиевое, натриевое, алюминиевое и бариевое мыла. Кроме самого мыла, в качестве загустителя могут быть использованы и углеводороды, редко пигменты.
1. Кальциевая смазка
Этот тип по-другому называют солидолом. Они в настоящее время являются самыми востребованными и распространенными за счет своей относительной дешевизны и обладает удовлетворительными эксплуатационными характеристиками. Могут применяться как для консервации детали или изделия, так и в виде смазки, для меньшего трения, а вследствие и износа деталей.
К солидолам можно отнести и такую разновидность смазки, как графитовая, которая представляет собой грубую плотную мазь с серебристым оттенком. Категорически нельзя использовать для смазки деталей с высокой чистотой обработки.
2. Комплексная кальциевая смазка
Данная смазка, по сравнению с обычным солидолом более термически стабильна, но склонна к гигроскопичности и термоупрочнению. Хранить следует в плотно закрытой таре. К комплексной кальциевой смазке относятся униолы, внешним видом смахивающие на простой солидол.
3. Натриевая и натриево-кальциевая смазка
Область применения подобных видов не очень распространена, так как они не имеют стойкости к влаге — смываются и растворяются. Хотя обладают довольно высокой температурой плавления. Имеют склонность к термоупрочнению, поэтому не могут быть использованы в узлах автомобиля, где наблюдается повышенная температура, к примеру, ступицы передних колес в машине с дисковыми тормозами. Медленно, но верно вытесняются с рынка более современными видами.
4. Литиевая смазка
Литол-24
Данный вид начинает набирать всё большую популярность за счёт своих высоких эксплуатационных свойств. Приоритет среди литиевых смазок по праву отдан чудо-смазке под названием литол, которая является единым смазочным материалом для всех основных деталей и узлов автомобиля. Кроме этого, имеет очень хорошие консервационные свойства.
5. Бариевые и углеводородные смазки
Славятся тем, что имеют достаточно высокую водостойкость и отлично подходят для консервации деталей.
Все представленные смазки давно и прочно заняли свое место на полках магазинов автозапчастей. А так как смазыванию узлов и механизмов нужно уделять пристальное внимание, то точно такого же внимания требует и выбор подходящего вида смазки.
Источник: fastmb.ru
Виды автомобильных смазок и их назначение Статья
Смазки сегодня используются во множестве сфер, отдельно выделяют автомобильные. Это не значит, что среди них есть только те, которые предназначены для автомобилей, большинство можно использовать и в других сферах. Раньше смазок было мало: солидол, консталин, графитовая для рессор, вазелин для клемм АКБ, да нигрол.
Но сегодня разнообразие смазок значительно больше, их столько, что легко попросту запутаться. При этом в обычном автомобиле куда больше тех деталей, которые смазываются смазками, чем тех, которые смазываются маслами. В этой статье мы расскажем про самые распространенные сегодня виды смазок, про их особенности, а также поговорим о том, для чего они используются. В конце-концов, срок службы автомобиля зависит в том числе и от смазки, не стоит недооценивать её влияние.
Основные свойства смазок
У каждой смазки есть определенный набор свойств, которые являются общими для всех типов. Другое дело, что в разных деталях автомобиля требуются разные свойства. Про них имеет смысл рассказать хотя бы коротко, чтобы лучше понять логику выбора той или иной смазки в каждом конкретном случае.
- Морозостойкость и теплостойкость. Ну или температурный диапазон эксплуатации. Тут все достаточно просто, не важно, стала температура ниже или выше пределов, смазка утратит свои свойства. В одном случае она может стечь, в другом случае распадется на составные части и потеряют свою эффективность. На это нужно смотреть при выборе смазки с учетом региона, в котором вы проживаете и его климата.
- Вязкость. Вязкость отвечает за поведение смазки в тот момент, когда она течет. Вязкость обычно связанна со скоростью деформации, чем она выше, тем меньше будет вязкость. Но уменьшение вязкости до определенных пределов считается положительным явлением.
- Прочность. Прочность характеризует способность смазки оставаться на движущихся деталях. Впрочем, избыточная прочность вредна, так как в этом случае смазка может плохо поступать в нужную зону. Со временем это может приводить к банальным заеданиям.
- Уровень адгезии. Связь между связкой и поверхностью детали, на которую она нанесена. Чем выше адгезия, тем лучше смазка будет держаться, но тем сложнее её смыть.
- Водостойкость. Если смазка является водостойкой, то она не будет вступать в реакцию с водой, не будет смываться, растворяться и т. д. В отдельных случаях такая смазка будет выполнять дополнительную функцию — препятствовать проникновению воды.
- Механическая стабильность. Здесь подразумевается сопротивляемость смазки деформации, после которой она должна сохранить свои свойства. Большинство смазок после деформации несколько меняют свои свойства, в частности у них может снизиться прочность. Впоследствии она восстанавливается, но не всегда до первоначальных значений, а иногда может и превысить их. Изменение свойств зависит не только от механической стабильности самой смазки, но также и от условий эксплуатации.
- Химико-физическая стабильность. Под этим понимают склонность смазки к окислению, что относят к химической стабильности, а также испарению, что относят к физической стабильности.
- Сопротивление коррозии. Разумеется, тут подразумевается не коррозия самой смазки, а коррозия металлических деталей, с которой смазка соприкасается. Смазка не должна вызывать коррозию, более того, она может иметь защитные свойства, то есть, предохранять металлическую поверхность от коррозии.
- Противоизносные свойства. Под ними понимают свойство смазки снижать износ поверхностей между которыми происходит трение.
Впрочем, тут нужно отметить, что при выборе смазок мало кто смотрит на их свойства. В основном их выбирают по типам, мол для этого рекомендована такая-то смазка. Либо выбирают по назначению, что сегодня нередко указывается производителями. Впрочем, когда есть выбор между несколькими смазками, можно обратить внимание на свойства и выбрать лучшую.
Виды смазок
Единого стандарта маркировки и обозначения смазок на сегодняшний день нет. У них слишком большая номенклатура, при этом отдельные наименования не являются самостоятельными типами, хотя производители говорят об обратном. Но если подходить с научной точки зрения, то свойство конкретной смазки во многом определяется типом загустителя, который используется. Ниже мы поговорим про наиболее распространенные виды, которые чаще всего встречаются в магазинах и используются.
Графитовая смазка
Графитовая смазка — старое изобретение, но используется и сегодня. Сюда относят любой смазочный материал, в состав которого входит графит. Он может добавляться как порошок или присадка. Могут выпускаться в традиционной форме (пластичная смазка), в виде масляных и жидких дисперсий (тут они применяются без загустителя), а также в виде аэрозоля. Состав других компонентов может быть разным, поэтому у смазки, которую называют графитовой, могут быть кардинально разные свойства.
Но если говорить в общем, то тут нужно смотреть на свойства графита. Его частицы способны сглаживать микронеровности поверхностей путем образования пленки. То есть, площадь соприкосновения деталей станет больше, коэффициент трения снизится. Также графитовым смазкам присуща водоскойкость, очень высокая адгезия, они имеют антистатические свойства.
Температурный диапазон эксплуатации зависит не от графита, а от других добавок, тут могут быть большие различия. Не стоит забывать, что графит может проводить электричество. К недостаткам графитовых смазок можно отнести то, что их нежелательно использовать с самыми точными деталями и в высокоскоростных узлах. Здесь особенности графита сыграют наоборот, он может привести к ускорению износа.
В автомобилях смазки применяют в листах рессор, колесных болтах и гайках, троссовых приводах, резьбовых соединениях кузова, дверных петлях, в механизмах замков, в ШРУСах, рулевых рейках и шарнирах. Вообще, сфера применения графитовых смазок очень широка, как в автомобилях, так в быту или промышленности. Да, есть более современные и эффективные типы, но они дороже. А свойств графитовой смазки вполне достаточно для того, чтобы её считали эффективной.
Литиевые смазки
Сегодня литиевые смазки относятся к одним из самых распространенных, некоторые даже утверждают, что они самые популярные. Впрочем, это достаточно спорный вопрос. Как понятно из названия, делают их на основе лития, а точнее, литиевого мыла (это комплексные соли жирных кислот лития). При этом в качестве загустителя могут использоваться разные материалы, от парафина до органических добавок. Тут разнообразие смазок огромно, про них можно написать отдельную статью, но использование лития позволяет объединить их в один вид с общими свойствами.
Обычно литиевые смазки выпускаются в виде мази (это называют «пластичная форма». Реже могут быть в виде аэрозоля. Общие свойства у них это высокая механическая стабильность, влагостойкость и термостойкость. В остальном их разделяют по используемому типу загустителя или составу базовых масел.
Если брать последний пункт, то такая смазка может быть синтетической, минеральной или полусинтетической. В общем, про литиевые смазки говорить можно долго, тут действительно много подвидов, свойства которых могут сильно отличаться.
В автомобиле литиевые смазки используются в шаровых опорах, рулевых рейках, тросах, в высоконагруженных и сложнодоступных узлах (но тут подходят не все подвиды), для смазки направляющих сидений, для пластиковых деталей (только силиконовые подвиды), а также во множестве других узлов. Разнообразие литиевых смазок позволяет подобрать подходящую практически под любую задачу, сфера их применения вообще очень широка. Фактически их можно использовать где угодно, за исключением ряда случаев, которые мы упомянули выше.
Медные смазки
К медным смазкам относят те, в составе которых есть частицы медного порошка. В остальном их состав может быть разным, но объединяет их именно наличие медного порошка, который может быть в разных концентрациях. У медных смазок есть общие свойства, среди которых можно выделить: термостойкость, хорошую адгезию, сопротивляемость износу, низкие коэффициент трения. Также они снижают вибрации и шум, защищают от коррозии даже в достаточно агрессивных средах. Медные смазки предохраняют от прикипания — ими нередко смазывают винты.
Сфера применения медных смазок очень широка, во многом благодаря тому, что их можно использовать в агрессивных средах и при высоких температурах. У них есть особенности, когда при нагревании они работают как обычная смазка, а если температура повышается слишком сильно, то часть компонентов выгорает.
При этом остаются частицы медного порошка, которые выполняют роль твердой смазки. Разумеется, тут эффективность будет ниже, чем у смазки в нормальном состоянии, но это лучше, чем ничего. По этой причине медные смазки часто применяют в тех узлах, которые могут нагреваться очень сильно. Например, их рекомендуют использовать в узлах тормозной системы. Также их наносят на резьбовые соединения.
Перед нанесением медной смазки поверхность нужно очистить, наносят её небольшими количествами. Если её используют в подшипниках, то здесь нужно быть аккуратным: слишком большое количество попросту недопустимо, это может повлиять негативно. Наносят её на колесные ступицы, что позволяет избежать прикипания дисков. Но выбор конкретного типа медной смазки во многом зависит от других компонентов, которые в ней используются. Так, для резьбового соединения лучше подойдет один вариант, для движущегося узла нужно выбирать другую.
Силиконовые смазки
Еще одна очень популярная группа смазок, которая широко используется как автомобилистами, таки в других сферах. Силиконовые смазки выпускаются в разной форме: аэрозоли, мази, жидкие, все они произведены на силиконовой основе, состав дополнительных компонентов может быть разным.
Но если говорить про их свойства в среднем, то они обладают термостойкостью, морозостойкостью, не окисляются, не боятся воды, диэлектрические. Кроме того, силиконовые смазки совместимы с подавляющим большинством материалов. Защищают от коррозии, имеют отличную смазывающую способность. Повторимся, в зависимости от добавления тех или иных компонентов, свойства конкретной смазки могут меняться в ту или иную сторону.
Но есть у них и характерные практически для всех типов минусы, которые несколько ограничивают их использование. Во-первых, их несущая способность не самая высокая, в мощных механизмах их не применяют. Во-вторых, их влагостойкость оборачивается тем, что их очень сложно смыть, иногда это может стать минусом. В-третьих, на силикон сложно наносить лакокрасочные материалы, они будут очень плохо держаться. Из-за этих минусов их применение в автомобилях (напомним, мы в основном говорим именно про это), ограничено.
В автомобилях силиконовые смазки используют для смазывания замков и петель, для защиты резиновых деталей (при этом они еще и восстанавливают эластичность), для смазки тросов и высоковольтных проводов (тут они улучшают изоляцию). Также силиконовые смазки используют при смазке любых резиновых деталей. Смазывают и пластиковые, в этом случае они еще и восстанавливают цвет. Зачастую этот вид смазок продают под конкретную сферу применения. Ну а в целом, это распространенный, хотя и не самый универсальный вид.
Тефлоновая смазка
Всем известно тефлоновое покрытие на сковородках, но это вещество используют и при производстве смазок. Выпускаются в виде мазей, жидкостей, порошка и аэрозолей. И тефлоновые смазки имеют разные свойства, не только в зависимости от компонентов в составе, но и от формы выпуска. Но если говорить коротко и в целом, то они обеспечивают отличное скольжение многих материалов. У них низкий коэффициент трения, некоторые могут обладать очень высокой несущей способностью и могут применяться в узлах, которые работают под большими нагрузками.
Важным свойством тефлоновых смазок является устойчивость к кислотам, маслам и топливу. Из-за этого свойства они часто используются там, где эксплуатация подразумевает контакт с этими веществами. В автомобилях они применяются в подшипниках, цепных передачах, для смазывания элементов из пластика или резины (тут применяют только сухие смазки), они также совместимы и с уплотнительными элементами.
Кальциевые смазки
Кальциевые смазки также называются солидолами, под этим названием они известны больше. Хотя по своим свойствам они проигрывают многим другим видам, но все еще очень популярны и применяются очень широко во многом благодаря их низкой цене. Их используют в том числе и для консервации различных деталей. Бывают жировые или синтетические, но внешне они одинаковы. Жировые отличаются тем, что у них меньше склонность к упрочнению.
Сфера использования кальциевых смазок довольно широка, но есть ограничения. Связаны они с тем, что такие смазки распадаются при температуре около +80 градусов по Цельсию, поэтому в тех узлах, которые могут сильно нагреваться, их использовать нельзя, в этом попросту нет никакого смысла. В целом, солидолы это отдельная группа, в которую могут входить и другие виды, про которые мы говорили выше. Например, если добавлен графит, то такая смазка уже считается графитовой.
Это далеко не все виды смазок, лишь самые распространенные. Если же говорить про различные подвиды, то статья будет стремиться к бесконечности. В большинстве случаев смазку покупают для назначения, применительно к автомобилям это указание конкретных узлов, где она может использоваться.
Но это не значит, что она может использоваться только в этих узлах, большинство смазок достаточно универсальные, за исключением разве что совсем специализированных типов. Тем не менее, нужно знать свойства конкретной смазки, чтобы не делать ошибок. Например, не использовать в узлах, которые могут разогреваться до высоких температур те смазки, которые разрушаются в таких условиях. Или не использовать в холодных регионах смазки, которым противопоказаны низкие температуры, так как они теряют свои свойства.
Источник: tze1.ru