Подвеска МакФерсон

Отличительной особенностью подвески типа MacPherson является наличие амортизационной стойки. Подвеска этого типа имеет несколько названий:

  • подвеска Мак-Ферсона;
  • макферсон;
  • качающаяся свеча;
  • на направляющих стойках.

Устроиство и принцип работы

Устроиство подвески MacPherson по сравнению с некоторыми другими типами автомобильных подвесок довольно простое. Основным элементом является амортизационная стойка. В большинстве случаев эта стойка смонтирована вместе с упругим элементом пружиной. Эта конструкция крепится к крылу автомобиля с помощью поворотного шарнира. Благодаря наличию пружины эта стойка также служит в роли амортизатора. В редких случаях пружина и стойка монтируются раздельно.

Подобное решение практиковалось на автомобилях Mercedes-Benz W124, а также на большинстве автомобилей Ford Fox. Также в роли упругого элемента не всегда используется пружина. Примером может служить Porsche 911, в котором вместо пружины выступает торсион.

Амортизационная стойка практически никогда не устанавливается прямо, а монтируется под определенным продольным или поперечным углом. Этот угол в значительной степени влияет на ходовые характеристики автомобиля. Стойка с одной стороны крепится к крылу с помощью шарнира, а с другой к поворотному кулаку. Кулак снизу соединен с поперечным нижним рычагом, реактивной и рулевой тягой.

Подвеска MacPherson может применяться как для передних, так и для задних колес автомобиля. Однако, заднюю подвеску этого типа редко называют макферсон. Подобная конструкция чаще всего называется подвеской Чепмена, качающейся свечой или свечной подвеской.Подвеска МакФерсон устройство схема

История появления MacPherson

Автомобильная подвеска MacPherson является модернизированной конструкцией на двойных поперечных рычагах. Нижний рычаг остался, а в роли верхнего выступает амортизационная стойка.

Конструкция была названа в честь Эрла Стили Макферсона. Он в сороковых годах прошлого века работал инженером в одной из крупнейших автомобилестроительной компании Ford. Однако, схожие по устройству конструкции появились еще на заре двадцатого века. Например, инженер компании Fiat уже в двадцатых годах создал очень похожую конструкцию. Многие считают, что Макферсон при создании одноименной подвески воспользовался трудами этого итальянского инженера.

МакФерсон подвеска схема

В оригинальной конструкции ось амортизационной стойки является одновременно также осью поворота колеса. Однако позже в таких немецких автомобилях, как Volkswagen Passat и Audi 80 была применена конструкция, в которой шарнир смещен наружу. Подобный подход несколько улучшал ходовые показатели автомобиля.

Несмотря на то, что конструкция подвески макферсон была известна уже в начале XX века, она стала массово использоваться в автомобилестроении лишь в семидесятых годах. Причинами такого «позднего» использования были несовершенство технологии производства амортизационных стоек и их высокая стоимость. Лишь с развитием технологии и снижением себестоимости производства подвеска Макферсона стала массово использоваться, несмотря на некоторые недостатки. Подобная конструкция использовалась повсеместно на европейских и американских автомобилях.

Эта конструкция создавалась Макферсоном для использования на всех колесах автомобиля. Однако, она чаще всего использовалась только на передних колесах. Делалось это ради упрощения и удешевления общей конструкции подвески.

Достоинства и недостатки подвески МакФерсона

Конструкция MacPherson обладает большим количеством как плюсов, так и минусов. Начнем с преимуществ.

  1. Компактность. Конструкция занимает меньше места по сравнению с той же подвеской на двух рычагах, что делает подкапотное пространство более просторным.
  2. Низкая себестоимость. Подвеска состоит из небольшого количества элементов, которые при сегодняшнем технологическом уровне недороги в производстве.
  3. Меньшая неподрессоренная масса. Эта характеристика сильно влияет на такие показатели, как управляемость и комфорт. Практически всегда для улучшения этих характеристик неподрессоренную массу стараются сделать как можно меньше.
  4. Высокая надежность и ресурс подвески. При правильной эксплуатации конструкция очень долговечна, а первичные признаки ее износа, как ухудшение устойчивости и стук легко определяются водителем.

Есть еще и другие, не столь значимые плюсы данной конструкции, однако она обладает и большим числом недостатков, из-за чего некоторые производители предпочитают ей двухрычажную подвеску. Итак, основными недостатками MacPherson являются:

  1. Не очень хорошие параметры кинематики. Говоря простым языком, чем больше ход подвески, тем сильнее изменяется такой параметр, как развал.
  2. Большая нагрузка на крыло автомобиля. Брызговик крыла является сравнительно слабым элементом автомобиля, при этом на него приходится большая нагрузка, поэтому брызговик необходимо усиливать. Тем не менее, при езде по некачественным дорогам в месте крепления стойки могут появиться трещины, следовательно, эта подвеска больше подходит для эксплуатации по ровным дорогам.
  3. Большие нагрузки на амортизационную стойку. Этот элемент, обычно, приходит в негодность в первую очередь, а его замена может дорого обойтись. Эксплуатация автомобиля с неисправной стойкой может привести к нарушению геометрии кузова, которую потом устранить достаточно сложно.
  4. Продольный крен во время торможения компенсируется слабо. Однако этим недостатком обладали ранние версии подвески этого типа. Сегодня же эта проблема решена использованием усовершенствованных рычагов.

Из-за перечисленных недостатков MacPherson редко используется в автомобилях представительского класса, комфорт в которых лучше обеспечивает двухрычажная подвеска. Также эта конструкция практически никогда не применяется на дорогих спортивных автомобилях из-за недостаточно хороших показателей кинематики. Из-за большой нагрузки на крыло MacPherson не используется на легких грузовых автомобилях, а из-за особенностей конструкции до недавнего времени не использовалась на автомобилях с подвеской гидропневматического типа.

Несмотря на свои недостатки подвеска MacPherson сегодня широко распространена на автомобилях, в которых перечисленные минусы этой конструкции не являются критичными.

Отзывы