Свершилось: закон об ОСАГО был изменен 1 июня 2014 года - правительство утвердило поправки в проект нового закона, и передало его Думе РФ на рассмотрение. Основным новшеством стало увеличение предельных размеров страховых выплат. Если ранее максимальная сумма материального ущерба, подлежащего возмещению, составляла 120 тыс руб, то в новой редакции закона она увеличена до 400 тыс руб. Стала больше и компенсации за причиненный ущерб здоровью и жизни – теперь по новым правилам страховки ОСАГО 2015, она будет составлять 500 тысяч рублей (вместо 160 тысяч).
С целью уменьшения количества споров относительно сумм выплат, новый закон предлагает автолюбителям выбирать: либо получать за полученный материальный ущерб денежную компенсацию, либо направиться на выбранную страховщиком СТО. Также предложена измененная процедура компенсации убытков – теперь по данному вопросу потерпевшему придется обращаться исключительно к собственному страховщику ОСАГО. Напомним, что на данный момент для возмещения ущерба возможен выбор - между компанией потерпевшего, а также компанией-страховщиком виновника ДТП.
Также ожидаются изменения лимитов и в рамках упрощенного оформления европротокола, происходящего без сотрудников ГИБДД – сумму могут увеличить до 50 тысяч рублей (вместо сегодняшних 25 тысяч рублей). При этом такие регионы, как Москва, Санкт – Петербург, Московская и Ленинградская области, сумма может быть до размера максимального лимита по ОСАГО.
До 1 мая 2014 года, правительство совместно с руководством ЦБ РФ рассмотрит вопрос введения в обращение электронного страхового полиса, не исключено, что это может затронуть и ОСАГО. Для избежания существенного увеличения стоимости выдачи полисов ОСАГО, Центральный банк предложил поднять территориальные коэффициенты, одновременно с этим сохраняя базовый тариф, составляющий на данный момент для юридических лиц 2375 рублей, физ.лиц – 1980 руб. Под действие проекта попадает 31 субъект РФ.
Изменения не затронут автолюбителей Санкт-Петербурга и Москвы, здесь максимальный коэффициент равняется 2. Больше всех действие нововведений, в случае принятия закона, ощутят на себе автовладельцы в Мурманске - здесь базовый коэффициент планируют увеличить с 1,7 до 2,5. Существенно увеличится данный коэффициент и в Казани – с 2 до 2,3; в Челябинске 2–2,4; в Петропавловске-Камчатском 1,1-1,9; Благовещенске 1,4-2,1; Иваново 1,8-2,4.
Согласно экспертному мнению представителей РСА, увеличение коэффициентов приведет к среднему повышению стоимости ОСАГО на 6-20%. Однако, в некоторых городах (например - Петропавловске-Камчатском), ожидаемое увеличение стоимости полиса может составить порядка 73%. В целом, страховщики уверены, что введение предлагаемой территориальной корректировки является оптимальным решением, однако она не способна решить все проблемы, которые в последнее время проявились в ОСАГО. В качестве одной из дополнительных мер предложен пересчет базового показателя тарифа.
Во время последнего интервью, глава ВСС отметил крайнюю необходимость урегулирования рынка страхования при помощи тарифов – по его мнению, наличие баланса предоставит возможность заставит страховые компании более качественно обслуживать своих клиентов, поскольку на рынке появиться жесткая конкуренция. Невзирая на достаточно большое количество преимуществ, содержащихся в новом законе, он вряд ли станет панацеей, как для владельцев авто, так и для представителей страховых компаний.
По мнению руководителя ВСС, сбалансированным решением большинства проблем может стать установка по ОСАГО свободного тарифа – в таком случае государство будет устанавливать пределы тарифов, а итоговую сумму автовладельцы станут определять самостоятельно, исходя из личного опыта и водительского стажа. В случае наличия высоких рисков, предпочтение при покупке полиса будет отдаваться компаниям с безупречной репутацией. Также, в обозримом будущем, ОСАГО, в плане стоимости, вполне могло превратиться в базовое КАСКО.
Отметим, что нововведения коснуться не только автолюбителей, а и пешеходов – одна из поправок предусматривает выплату компенсаций пострадавшим пешеходам, даже при условии отсутствия документов, которые подтверждали бы их расходы на восстановление собственного здоровья. Напомним, что сегодня, для доказательства своей невиновности, либо чтобы отыскать страховщика виновника ДТП, пострадавший (пешеход), должен самостоятельно решать данные вопросы. Однако, поскольку его физическое состояние после ДТП далеко не всегда позволяет заниматься подобными делами, то чаще всего потерпевший оформлял заверенную нотариально доверенность на третьих лиц, которые представляли его интересы и занимались необходимыми процедурами. Поправки, внесенные в новый законопроект, существенно расширяют число лиц, имеющих право без доверенности представлять пострадавшего в ГИБДД.
По состоянию на сегодняшний день, представители союза РСА выполняют работу, направленную на составление единого перечня норм трудоемкости, стоимости запасных частей, а также расходных материалов. Данный перечень будет предназначен для определения суммы причиненного ущерба согласно ОСАГО – другими словами, осуществляется создание единого критерия калькуляции средств, потраченных автовладельцем на ремонт поврежденного транспортного средства. Отметим, что представители страховых компаний оценивает данный шаг как чрезвычайно положительный.
В 2014 году стоимость ОСАГО составляла 4 тысячи рублей, в случае принятия законопроекта без изменений, тарифы заметно возрастут. Однако, поправочные коэффициенты, как и новые тарифы на полисы, далеко не единственная причина увеличения его стоимости. К данным показателям необходимо добавить инфляцию, рост потребительских цен, регулярно дорожающую стоимость ремонтных услуг – в случае если стоимость ОСАГО останется на сегодняшнем уровне, большая часть компаний-страховщиков покинут рынок автострахования. Отметим, что изменения в закон должны начать действовать с середины лета.
Отзывы