Система курсовой стабилизации

Система курсовой стабилизации — вспомогательная электронно-механическая система автомобиля, позволяющая сохранить или стабилизировать траекторию его движения в критических случаях. Автолюбителям, опция больше известна под общепринятой аббревиатурой ESP, хотя у каждого производителя система имеет собственное название (ASC, AdvanceTrac, DSTC, ESC и т.д.). Несмотря на то, что ESP активно используется уже около 20 лет, многие автовладельцы имеют весьма посредственное представление о принципах работы устройства. А отношение людей к избытку электронных опций на борту современных транспортных средств крайне противоречиво: кто-то полностью доверяет удобной и полезной функции, а кого-то устраивает наличие лишь одной АБС.

Первые экспериментальные прототипы ЕСП были представлены в конце восьмидесятых. Фактическим годом создания системы считается 1995 год, но лишь через два года ESP смогла проявить себя в деле. Причиной этому послужили серьезные просчеты немецких инженеров при конструировании Mercedes-Benz А-класса, которые делали машину неустойчивой даже на маленькой скорости. Например, при совершении такого тестового маневра, как «переставка», компактный Мерседес мог запросто перевернуться

.Необходисые датчики для работы системы

Компании грозил неслыханный скандал — уже реализованные машины были немедленно отозваны, а перед менеджментом автогиганта встала задача о срочной, рациональной и экономически выгодной перепроектировке модели. В начале 1998 года вопрос был закрыт: компакт снабдили новым электронным устройством ESP.

Вслед за Мерседесом подобные системы разработали и внедрили все ведущие автопроизводители, и в последующее десятилетие ESP стало неотъемлемым компонентом интеллектуальной системы безопасности и контроля.

Сегодня ESP используется не только на машинах представительского и бизнес-класса, но и на недорогих эконом-моделях. Автоэкспорты называют ЕСП, не много не мало, как самое важное изобретение в области безопасности после появления ремней. В ближайшем будущем все автомобили ведущих европейских и североамериканских концернов будут снабжены этой системой. В некоторых странах мира в законодательном порядке утверждают требование для производителей об оснащении машин средствами активного контроля.

Как это работает?

Система состоит из ряда датчиков, контролирующих пространственное положение автомобиля, модуля с электроникой и помпы, с раздельным управлением гидравлики каждого тормозного контура. Концептуально ЕСП можно рассматривать как часть системы активной безопасности или как расширенный вариант АБС.

Установленные на каждое колесо датчики с регулярной периодичностью считывают и отправляют на обработку в электронный модуль угловые скорости колес. Еще один датчик следит за углом поворота рулевого колеса, а сенсор-гироскоп отслеживает движение машины по вертикальной оси.

Далее информация со всех датчиков поступает в электронный модуль, где данные сравниваются и в случае необходимости, вводится необходимая корректировка в работу топливной системы и регулировка давления в тормозных магистралях. При экстремальной ситуации в самых общих чертах происходит следующее: система ограничивает подачу горючего, прекращая ускорение и начинает независимое торможение каждого колеса. Эти мероприятия позволяют молниеносно стабилизировать положение автомобиля и направить его в ту сторону, куда повернуты колеса.

Сердце системы — пара микропроцессоров, с огромной скоростью обрабатывающие информацию, поступающую на вход и принимающие решения о мерах по стабилизации движения.

Процесс стабилизации курса

Автомобиль может уйти от намеченного курса в двух случаях. Первый — это занос, то есть, потеря сцепления с дорожным полотном с одновременным скольжением задних шин. Второй случай — снос — потеря сцепления с возникновением скольжения передних колес. Занос может проявиться, например, при езде на заднеприводном автомобиле, если при выходе из крутого поворота резко утопить педаль акселератора. Далее произойдет проскальзывание задних колес, и они начнут движение в наружную сторону дугу поворота. Для предотвращения неприятных последствий, ЕСП подтормозит переднее внешнее колесо и стабилизирует курс машины. При сносе, когда передние колеса теряют сцепление, а авто перестает реагировать на вращение руля и начинает двигаться по прямой, ЕСП притормаживает заднее (внутреннее к повороту) колесо.

Особенности использования

Впрочем, бывают случаи, когда возможно использование системы с остановкой и двух, и трех колес. Многие автовладельцы крайне негативно относятся к подобным возможностям электроники, считая, что такая система препятствует комфортному привычному вождению. Опровергнуть мнение критиков и показать преимущества ЕСП может помочь стандартный тест на обледенелой дороге. При движении в таких условиях у водителя непрофессионала шанс вылететь с полотна на автомобиле, не оснащенным системой курсовой стабилизации, гораздо выше. Недоверие и пренебрежение системой сказано прежде всего с недопониманием принципа работы модулей активной безопасности и непринятия простого факта: ЕСП направляет машину в ту сторону, куда повернуты рулевые колеса.

Однако ESP может стать препятствием в случае, если водитель — спортсмен-гонщик или умудренный опытом профессионал, пожелавший насладиться быстрой экстремальной ездой. Действительно, при подобном стиле вождения, система может стать помехой, вмешивающейся в процесс управления. ЕСП на позволит применить сложные маневры, такой, как управляемый занос и будет ограничивать подачу горючего, таким образом, препятствуя динамичной езде.

Пример заноса без системы безопасностиПример заноса без системы безопасности

Крайне нежелательно подключать возможности системы и при движении в сильно пересеченной местности или по труднопроходимому участку, например, проселочной дороги. Дело в том, что при преодолении некоторых препятствий требуется работа всех колес машины, в то время как, система устойчивости будет подтормаживать, ограничивать подачу топлива и мешать зацепиться шинам за покрытие. Таким образом, применение ЕСП в некоторых случаях нецелесообразно и при необходимости ее следует отключать. Естественно, этого не следует делать неопытным автовладельцам или при вождении с высокой скоростью на загородных трассах.

Если человек хочет идеально овладеть навыками вождения при различных условиях, то необходимо практиковать езду с отключенными системами активной безопасности. Это поможет водителю научиться грамотно оценивать сложившуюся ситуацию, определять момент выхода машины из-под контроля и правильно использовать педаль акселератора при экстремальном маневре.

В некоторых моделях машин отключить интеллектуальные системы контроля невозможно. В таком случае бывает достаточно вытащить какой-либо датчик скорости из гнезда или выдернуть предохранитель помпы, для того, чтобы ЕСП перестала вмешиваться в процесс вождения.

По данным некоторых известных страховых компаний примерно треть транспортных происшествий с трагическим исходом могла бы предотвратить ESP и аналогичные ей системы безопасности. Неблагоприятные условия, сложившиеся на отечественных дорогах, и увеличивающая статистика смертности при ДТП делают использование системы крайне необходимой для предотвращения многих несчастных случаев.

Отзывы