Всем известная антиблокировочная тормозная система ABS (Anti-lock Braking System) обеспечивает оптимальное торможение (наименьший тормозной путь) автомобиля при помощи предотвращения блокировки колес. На современных авто ABS представляет собой сложную систему, в состав которой, как правило, включены: система, контролирующая устойчивость, противобуксовочная система, система помощи во время экстренного торможения.
С 1970-х годов прошлого столетия такими системами начали комплектоваться серийные авто (первопроходцем стал вездесущий немецкий концерн Мерседес). На сегодняшний день практически все автопроизводители устанавливают данную систему на выпускаемые транспортные средства, поскольку ее эффективность в предотвращении аварий уже не вызывает сомнений.
В статье мы проанализируем типовое устройство систем АБС, рассмотрим наиболее популярные ее разновидности, принципы работы, а также наиболее вероятные неисправности, способы устранения и на что воздействует система.
Принцип работы ABS и устройство
Оптимальная сцепка колес с дорогой, вне зависимости от типа покрытия, наблюдается в случае 15-30% относительного проскальзывания колес. Как было сказано выше, ABS предотвращает блокирование колес, обеспечивая показатель проскальзывания на требуемом (оптимальном) уровне. Другими словами, при потребности резкого торможения, например, на зимних дорогах, благодаря системе авто не будет «проезжать» вперед с «остановившимися» колесами. Это поможет водителю сохранить контроль над транспортным средством, а также остаться на трассе в большинстве аварийных ситуаций.
Обеспечение требуемого сцепления достигается при помощи совместной работы различных компонентов ABS, каждый из которых отвечает за собственный «участок» работы. Итак, все функционирующие сегодня автомобильные АБС состоят из:
- Датчиков, установленных на колесах. Основным назначением таких датчиков является фиксация скорости вращения колес. Давайте представим, что на ступице колеса мы закрепляем небольшое устройство (зубчатый венец), а датчик устанавливаем напротив данного устройства. Далее происходит активация магнитного сердечника при помощи датчика, а во время вращения закрепленного на колесе устройства, он будет индуцировать ток, при этом частота тока будет прямо пропорциональной скорости, с которой будет вращаться колесо. Далее, полученная информация о скорости вращения колеса будет передаваться в электронный блок управления.
- Электронного блока. В данный блок стекается информация, полученная от датчиков колес, следовательно, его основным назначением является отслеживание величины вращения колес, с целью выявления момента блокировки. Учитывая, что одной из основных причин блокирования колес является избыточное давления тормозной жидкости, проходящей в подводной к колесу магистрали, при получении сигнала от датчиков про блокирование колеса (нескольких колес), электронный блок подает команду на понижение давления.
- Модуляторов (модуляторных блоков) – в зависимости от полученных команд от электронного блока, модулятор способен изменять давление внутри тормозной магистрали. Чаще всего, выполняющие команду электронного блока модуляторы, обладают двумя электромагнитными клапанами: первый из них блокирует попадание в магистраль, ведущую к колесу от цилиндра, тормозной жидкости. Второй клапан, в случае сохранения в магистрали высокого давления, обеспечивает открывание для тормозной жидкости «запасного пути», ведущего к резервуару гидроаккумулятора.
Различные типы систем ABS
Наиболее эффективные системы АБС (читай – самые дорогие), обладают индивидуальным регулированием давления тормозной жидкости для каждого из колес. Следовательно, увеличивается число датчиков, модуляторов, а также управляющих каналов, что и приводит к увеличению скорости. Самыми простыми являются ABS, имеющие всего 2-а датчика, установленных на задних колесах, 1 модулятор, а также 1 канал управления.
Между такими крайностями существует немало и промежуточных вариантов, которые являются вполне доступными по стоимости, одновременно обеспечивая высокое качество контроля и регулировки давления в тормозной магистра. Так, сегодня достаточно широко применяется система АБС, оснащенная 4-мя датчиками (для каждого из колес), 2-мя осевыми модуляторами, а также 2-мя управляющими каналами. Также существуют трехканальные системы, имеющие 4-е датчика скорости: в таких системах 3-и модулятора контролируют каждый по одному каналу, отдельно выполняя на каждом из них регулирование давления – один канал на 2-а задних колеса, 2-а отдельных канала на каждое из передних колес.
Следует отметить, что давление в тормозной системе нагнетается не только при помощи тормозного цилиндра – в большинстве современных авто в помощь ему придается особый гидронасос, встроенный в систему. Одной из последних разработок в области совершенствования ABS является компьютерное моделирование динамики движения авто, при котором компьютер оценивает углы наклонов дороги, сцепление с дорогой, а также некоторые другие факторы, на основании чего рассчитывает требуемое давление тормозной жидкости. После определения оптимального значения давления, компьютер поддерживает его при помощи выдачи команд на соответствующие устройства.
Фактическая работа ABS, преимущества и недостатки
В предыдущих разделах мы рассмотрели теорию работы антиблокировочной системы ABS, теперь постараемся описать, что происходит в действительности, как на практике данная система способна предотвратить возникновение аварийных ситуаций, в чем заключаются ее преимущества.
Итак, в случае возникновения экстренных ситуаций, когда каждый водитель может неосознанно надавить на тормоз со всей силой при этом авто все-равно останется на заданной траектории движения, вдобавок сохранив полную контролируемость, даже на мокром, либо скользком покрытии. Торможение при помощи ABS не нужно сопровождать прерывистым, многократным нажатием на педаль тормоза – ее необходимо держать нажатой в одном и том же положении, поскольку система сама обеспечит выбор кратчайшего тормозного пути.
В процентном соотношении ABS снижает продолжительность тормозного пути приблизительно на 20%, относительно авто, у которых колеса будут заблокированы. Отметим, что данное соотношение справедливо для нормального, сухого покрытия, для мокрой либо скользкой дороги данный показатель будет в несколько раз больше. Еще одним преимуществом системы является увеличение продолжительности срока службы шин. Также, установка ABS несущественно увеличивает стоимость авто, совершенно не усложняя его в обслуживании, что не требует от владельца специальных навыков обслуживания.
Современные ABS весьма надежны, их гарантийного срока работы достаточно, чтобы обеспечить длительную бесперебойную работу. Если оценивать надежность работы каждого из элементов, самыми надежными являются электронные блоки, благодаря наличию защитных систем в виде предохранителей и реле. Самыми уязвимыми в ABS считаются колесные датчики, расположенные в непосредственной близости от вращающихся деталей – данные места подвержены обильным загрязнениям. Сбой в работе электронного оборудования может вызвать даже люфт подшипников.
Несмотря на большое количество достоинств системы АБС, некоторые профессионалы считают, что АБС вызывают у водителя ложное чувство безопасности, из-за которого он может не учитывать, что система непосредственно не создает сцепки с покрытием дороги – за это в большей мере отвечают протектор и размеры пятен контакта. Конечно, ABS в любом случае предотвращает блокирование колес, а также обеспечивает контроль над курсом движения, но в некоторых случаях она не может гарантировать уменьшение тормозного пути. Особенно это относится к нормальному дорожному покрытию - именно на сухом покрытии тормозной путь может быть большим, нежели у авто без данной системы.
В заключении отметим, что, несмотря на все заслуги антиблокировочной тормозной системы ABS относительно повышения безопасности автомобиля на дороге, главными составляющими безопасности продолжают оставаться опыт и навыки водителя, его способность быстро принимать решения, оценивать сложившуюся ситуацию на дороге, а также готовность к возникновению непредвиденных ситуаций.
Отзывы